Конституция Российской Федерации (1993 года)

Термин "конституция" происходит от лат. "constitutio" и означает "установление, устройство". Понятие "конституция" использовалось в Древнем Риме для обозначения актов императора. В современном понимании конституции появляются в XVIII в. Первой писаной конституцией была Конституция США 1787 г., а второй - Конституция Франции 1791 г. Конституция в юридическом смысле рассматривается как основной закон государства, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов и местного самоуправления, порядок их формирования и принципы функционирования, определяет фундаментальные права и свободы человека и гражданина.

По способу организации и выражения конституционных норм, то есть по форме, конституции делятся на писаные и неписаные. Неписаные конституции представляют собой собрание законов, судебных решений, обычаев, доктрин, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам, и не составляют единый писаный акт. Писаные конституции отсутствуют в Великобритании, Израиле, Новой Зеландии.

Традиционно современные конституции принимаются на референдуме, хотя текст конституции разрабатывает обычно парламент, учредительное собрание или правительство, В истории были и дарованные конституции, когда основной закон был пожалован обществу монархом (например, японская Конституция 1689 г.).

Появление конституций означало радикальное изменение в соотношении сил государства и гражданского общества. Конституционное государство было призвано служить обществу, гарантировать права и свободы гражданам.

Конституция отличается от обычного закона, которые принимаются парламентом. Прежде всего, конституция устанавливает основы организации общества и государства, закрепляет фундаментальные права человека и гражданина. Затем эти принципы развиваются в других отраслях права. Регулируя основополагающие общественные отношения, конституция призвана гарантировать стабильность общества, по возможности учитывать социальные интересы различных групп, устанавливать такое устройство государства и общества, которое признается большинством населения в качестве справедливого. По этой причине конституцию отличает усложненная процедура внесения поправок и изменений.

По способу внесений изменений в конституцию выделяют гибкие (изменения путем принятия обычных законов), жесткие (изменения путем установления квалифицированного большинства в обеих палатах парламента или повторного голосования парламента через определенный срок) и смешанного типа (изменения различных частей конституции либо жестким, либо гибким способом).

Специфика Конституции 1993 г. обусловлена тем, что она открывает новый этап в конституционном развитии нашей страны. В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из них была принята в 1918 г. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.

Затем после образования в 1922 г. Советского Союза конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925г., 1937г. и 1978г. Несмотря на провозглашение РСФСР суверенным государством в этих конституциях, на практике Россия не обладала полным суверенитетом.

В построении системы государственной власти и управления Конституции РСФСР исходили из принципов, противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека, разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в предоставлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.

Конституция Российской Федерации 1993 года является Основным законом суверенного российского государства, принятым на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения передовой правовой науки. Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно, в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях.

Одной из особенностей Конституции РФ 1993 г. является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита являются главной обязанностью государства. Кроме этого Конституция РФ 1993 г. закрепила смешанную форму правления - президентско-парламентскую, с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд важных функций.

Прежде всего, политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений.

Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне непротиворечивых актов государства.

Наконец, гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условии существования человека.

Как Основной закон Конституция 1993 г. имеет правовые признаки (свойства), которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

® Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

® закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; текущее законодательство лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

® отличительным признаком Конституции является прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения (прямое действие конституции наиболее важно для защиты прав и свобод граждан);

® Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вноситься изменения в гл. 3 - 8. За них должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл. 1, 2, 9 должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года. Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятия Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Наиболее значимой является глава первая, закрепляющая основы конституционного строя. Под ними понимаются основополагающие принципы устройства общества и государства, реализация которых гарантирует создание демократического, правового государства. Эти принципы имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции.

Глава вторая устанавливает права и свободы человека и гражданина. Наряду с ними закрепляются и конституционные обязанности.

Поскольку Россия является федеративным государством, глава третья определяет федеративное устройство, принципы взаимоотношений между субъектами, предметы ведения и полномочия субъектов и федерации.

Глава четвертая посвящена институту президентства. В ней устанавливаются компетенция и полномочия Президента Российской Федерации.

Главы пятая, шестая, седьмая соответственно посвящены устройству законодательной власти (Федерального Собрания - парламента РФ), исполнительной власти (Правительства РФ), судебной власти.

Глава восьмая определяет полномочия органов местного самоуправления.

Наконец, глава девятая определяет порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.

Основы конституционного строя Понятие "основы конституционного строя" определяет принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и челове­ком. Наличие конституционного строя означает, что государство служит обществу, человеку и создано для того, чтобы гарантировать права и сво­боды личности. Конституционный строй можно определить как порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а госу­дарство действует в соответствии с конституцией.

Конституционный строй включает в себя принципы (основные нача­ла) взаимоотношений государства, общества и личности, а также органи­зации органов государственной власти. Рассмотрим некоторые из них.

Принцип народовластия. Он означает, что источником власти и носи­телем суверенитета в Российской Федерации является многонациональ­ный народ (ст. 3). Данный принцип характеризует российское государст­во как государство демократическое (ст. 1). Свою власть народ осуществ­ляет непосредственно (через референдум, свободные выборы) либо опосредованно - через органы государственной власти.

Принцип народного суверенитета означает, что только народ как ис­точник власти вправе учреждать властные институты, передавать полно­мочия своим избранникам. "Никто не может присваивать власть в Рос­сийской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномо­чий преследуются по федеральному закону" (п. 4 ст. 3).

Принцип федерализма (ст. 5) предполагает разделение власти по верти­кали между союзным государством и его равноправными субъектами. Всего субъектов 89: 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения. Они взаимодействуют с органами федерации на основе сохранения террито­риальной целостности (п. 3 ст. 4), равноправия и самоопределения (п. 4 ст. 5), единства системы государственной власти (ст. 11), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной вла­сти РФ и органами государственной власти субъектов (п. 3 ст. 11).

Принцип верховенства права (ст. 1) характеризует Россию как правовое государство. Это означает связанность государства правом как в органи­зации деятельности его органов, так и во взаимоотношениях с челове­ком. Верховенство права выражается в верховенстве Конституции, обла­дающей высшей юридической силой и прямым действием на всей тер­ритории Российской Федерации (п. 2 ст. 4). В соответствии с Конституцией издают свои нормативно-правовые акты субъекты Российской Федерации.

Принцип верховенства прав человека означает, что права и свободы че­ловека являются высшей ценностью. Государство создается для защиты прав и свобод человека (ст. 2). Более того, забота о человеке, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие, ставятся в качестве главной цели государства (ст. 7). Тем са­мым Российская Федерация провозглашается социальным государством.

Суверенитет Российской Федерации (п. 1 ст. 4) означает верховенство государственной власти над всеми иными видами власти внутри государ­ства, ее единство и независимость от других государств. Согласно данно­му принципу российское государство для осуществления своих функций обладает максимальным объемом полномочий, устанавливает общий правопорядок, права и обязанности граждан, юридических лиц, навязы­вает свою волю другим субъектам права, используя для этого средства легитимного насилия.

Принцип разделения властей (ст. 10) предполагает такую организацию государственной власти, которая осуществляется на основе разделения по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (между органами федерации и ее субъектов). Этот принцип является необходимым условием, наличие которого предохраняет обще­ство от опасности быть подчиненным абсолютной власти государства. Кроме того, принцип разделения властей предполагает не только относи­тельную самостоятельность трех ветвей власти в пределах своей компе­тенции, но и взаимное равновесие между ними (с тем, чтобы ни одна из них не могла получить возможность концентрации в своих руках всей полноты власти).

Жизнедеятельность гражданского общества основана на принципах идеологического (п. 1 ст. 13) и политического плюрализма (п. 3 ст. 13). Они признают идеологическое многообразие, невозможность установления государственной идеологии, предполагают наличие различных по своей направленности политических партий. Запрещается лишь создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: