спора в суд.
На основании удостоверения, предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение КТС а исполнение в принудительном порядке. При пропуске работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.
Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в Ю-дневныЙ срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установлен* ного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также но м-яиленню прокурора, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.
Таков обший порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Однако ТК предусматривает и судебный порядок, В этих случаях спор рассматривается минуя КТС. непосредственно в суде по заявлениям:
работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
работодателя - о возмещении работником яреда. причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
№
Itt
Раздел IV. Трудовое право
Глава 4, Трудошс споры iTJ
Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуален трудовые споры:
об отказе в приеме на работу;
лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — фи ческих лиц;
лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индив ального трудового спора в течение грех месяцев со дня, когда он узн или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему коп приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении ботинком вреда, причиненного организации, в течение одного года дня обнаружения причиненного вреда,
При пропуске по уважительным причинам указанных сроков о могут быть восстановлены судом.
$ 3. Коллективные трудовые споры
Под коллективным трудовым соором понимаются неурегулнро разногласия между работниками (их представителями) и работодателя (их представетелями) по поводу установления и изменения условий тру (включая заработную пллу), заключения, изменения и выполнения ке лективных договоров, сопшпенкй, а тадоде в связи с отказом рл&отода ля учесть мнение выборного представительного органа работников пр принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях*
Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении* всех или части требований работников (их представителей) или несо* общения работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК своего решения, а также дата составления иротокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представ>гссль-ства, иного обособленного структурного подразделения)* утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников помещение для проведения собрания (конференции)
по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства. Копия требований, оформленных письменно, может быть направлена в службу по урегулированию км* лективных трудовых споров. В этом случае указанная служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора. Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников.
Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.
Процесс разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) а трудовом арбитраже.
Каждая из сгорон коллеюпвкого трудового спора в любой момент после начала спора вправе обратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации
спора.
Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Примирительные ироцедуры — это рассмотрение коллективного трудового crop* в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника н (или) в трудовом арбитраже.
Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
■
Hrf
Раздел IV Трудздос праоо
Глава 4. Трудовые споры__________________ ^
Первичным органом по рассмотрению коллективного трудомЯ
спора является примиршптъная комиссия. Она создается в тсчсниг^Д
рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора!
представителей сторон спора ня равноправной основе. Спор дагс*Я
быть рассмотрен примирительной комиссией в cpoi до пята робоЯ
аней с момен я издания приказа о ее создании, Это! срок может щШ
п;жллен при взаимном согласии <горон, что оформляется протоколами
•По существу спора выносится решение, которое оформляется прЩ
токолом, имеет обязательную силу н подлежит исполнению. ш
При недостижении согласия в примирительной комиссии сторон
коллективного трудового спора продолжают примирительные л(Л
цедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитра м ПоЯ
составления примирительной комиссией протокола разногласий сгЯ
роны коллективно; о грудового спора могут в течение грех рвбоч|Н
дн^Й пригласить посредника. При необходимости стороны могут оЯ
ратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых слорЯ
за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабЯ
чих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатов
посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. I
Порядок рассмотрена кап активного грудояого спор* с участиЯ
посредника определяется соглашением сторон коллективного трудЯ
вого спора с участием посредника. Посредник имеет пра^о запрадиЯ
вать у сторон коллестианого трудового спора и получать от них нооЯ
холимые документы И сведения касающиеся этого спора. Рассмотрения
коллективного трудового спора с участием посредника осуществлявши
ся в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения]
и завершается принятием сторонами коллективного трудового спорв
согласованного решения в письменной форме или составлением ВрН
тоКола разногласий.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий
орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который соэЯ
дается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение tfj
письменной форме об обязательном выполнении его решений, 0*Н
создается сторонами коллективного трудового спора и службой rial
урегулированию коллективны* трудовых споров в срок не поздн£*1
трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного л
трудового спора примирительной комиссией или посредником. Соз-и]
лание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочна Я
оформляются соответствующим решением работодателя, представи- J
теля работников и указанной службы. /'
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбит- J раже с участием прелставигелей сторон этого спора в срок ло пяти рз-
бочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает Необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора в письменной форме передаются сторонам этого спора,
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора- Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора*
Если примирительные процедуры не привели к разрешению кол* лективного трудозого спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур» не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, раСотники или их представители вправе приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным, Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в ней. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.
Представители работодателя не вправе организовывать забастовку
и принимать в ней участие.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного Подразделения). Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом, утверждается в каждой организация обшим собранием (конференцией) работников данной организации.
Забастовку возглавляет представительный орган работников,
В ОН 413 ТК РФ закреплено, какие забастовки являются незаконными, ст. 414 устанавливает гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки.
В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работ^ ников по инициативе работодателя а связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке (ст. 415 'ПС РФ).
В ст. 417 ТК РФ предусмотрена ответственность работников за незаконные забастовки.
'
-
1
■
1
Глава I. Сущность, предмет и метод административного права_______ 281
! 4 |
Раздел V. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
i |
■
fL |
.-;
Г4Й*а 1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
j |
§ 1. Сущность административного права |
■!
■ |
I
Административное право является профилирующей, опорной,1 зисной отраслью правовой системы наряду с конституционн гражданским и уголовным правом-
Административное право1 прсдстааняет собой совокупности вовьгх норм, регулирующих определенные сферы обществен отношений, состаамюшнх предмет этой отрасли права. При * предмет административного права отвечает на вопрос: что, какие щестренные отношения регулируются нормами данной отрасли п за, а метод административного права отвечает на вопрос: как, ка образом эти нормы выполняют свое регулирующее воздействие.
Однако прежде ч*м говорить о предмете и методе админнстратяв права, необходимо показать его сущность, предназначение, целевую пракленность, те, самое главное, ч-ю характеризует эту отрасль права.
Административное право призвано регулировать обществе
отношения, возникающие в процессе реализации исполнителе
власти, осуществления государственного управления. Поэтому ™-
нистративное право называют правом управления или управленч
ским правом» ибо содержанием деятельности органов исполни.w.
ной власти и исполнительных органов местного самоуправления я
ляется именно государственное, или «публичное*, управление. j
Такое понимание сущности административного права было обще
принятым на протяжении десятилетий. Однако В современных уело-
_____.-----
1 Саодо «алмннипрзпшгое» происходит от слова «щминисгр&иидо» которое имеет латинедос происхождений (образовано из приставки ad — к, при к корня mintetr — пол* чиненный, испллюсгель)» перешхигтс* на русскнй язык»двух значениях: как iocyjup-0ЛЙ98Н упрздлеике. т.е. как особый вит даудзрствытой деятельности» н как субъосг, осуществляющий ее. В некоторых госуддрспии:, например в США, слою •администрация* является синонимом ОНИ *нслолня;1елькач власть», К этоиу можно добавить крылатое выражение К. Маркса: -Администрация есть ооганЮуюшдя лежтелъностъ го* суларстал". л <црдсль права, регулнр>тощую эту деятельность, принято называл» административным пракш.
виях сущность административного права должна быть дополнена вто
рым и, может быть, самым важным элементом. Административное
право теперь все в большей мере призвано регулировать обществен
ные отношения, возникающие между личностью н государством,
мздду гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая
реализацию и охрану прав и свобод [раждан в сфере государственного
управления, их защиту от возможного произвола* ушечления или ог
раничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника
государственного аппарата. *
В этой связи огромное значение имеют цели, достижению которых служит административное право* Назовем три такие цели.
Во-первых, административное права обеспечивает рамки правовых стандартов, внутри которых должно осуществляться управление государством и обществом. Это значит, что органы исполнительной власти и их должностные лица осуществляют свою деятельность только в рамках установленных законом полномочий, это означает недопустимость выхода за их пределы.
Во-вторых, административное право должно обеспечить оптимальный уровень управления государством и обществом с использованием административно-правовых институтов, например государственной службы, административной ответственности. Это значит, что хорошее администрирование должно осуществляться экономно, эф-фе>сгивно и рентабельно использовать имеющиеся ресурсы. Тахой уровень достижим лишь при открытости, прозрачности, возможности обжалования при принятой и исполнении принимаемых решений.
В-третьих, администратвное право призвано обеспечить законное и справедливое обращение с гражданами, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности в управлении. Органы исполнительной власти и их должностные лииа обладают большой властью в отношении граждан- Получение миогах благ (лицензии, социальные льготы, пенсии, право заняться бизнесом и тд- и т,п.) зависит от администрации. Основная иель здесь — государство, органы исполнительной власти, должностные лица должны обращаться с людьми справедливо, их права, свободы и законные интересы должны
уважаться.
Изменения сущности административного права связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства. Эти изменения можно сгруппировать по ряду направлений
Изменение политической системы повлекло за собой деидсологиза-иию законодательства, в том числе и административного права.
*
28J
Ршал V. Аоминистрйтимсое право
1
Гмм 1* Сущность, предмет и ыетод административною права 283
В нормативных правовых актах, например, законах «О мнлнцн «О безопасности^, «О безопасности дорожного движения»5, «О жарной безопасности»4, «О внутренних войсках Министерства в ренннх дел Российской Федерации*5 отсутствуют идеологические раетернстики сущности государства» государственно-правовых и щественных институтов, служившие в прошлых подобных правой документах фиктивным прикрытием тоталитарного государства, час конституционно закреплены многопартийность и ндеологиче разнообразие,
Гуманизация всех институтов государства и общества, пере центр внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражда на, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конек ции РФ), привели к пересмотру концепции взаимоотношений гос дарсгва н гражданина. Вместо признаваемого прежде приорит общественных* государственных интересов над личными, в осно положена концепция приоритета личности, взаимной ответственн сти государства и гражданина.
Межлу тем еще не так давно господствующей была лриниипиал
иная позиция, находящая отражение в деятельности всех государе
венных органов, во всех правовых актах* Вот как ее выразил в 1927
известный адмннистративист Карадее-Искров: «Индивндуальк
свобода не является для нас основным принципом... наше государст
проникнуто идеями коллективизма и Ке склонно выдвигать на пер
вый план личность. Наоборот, оно рассматривает отдельных личис
стей как средство для достижения своих целей... у нас личность не я*,
ляется чем-то самоценным, она лишь винтик огромной машины. По
этому я обеспечение ее прав стоит на втором месте»6. К счастью, эти
времена ушли, и положение, зафиксированное в ст. 2 Конституции*
РФ, накопит реальное отражение во всем новейшем законодательстве,
в том числе к административном. щ
Организация государственной «ласти на основе теории разделения: мастей привела к прекращению всевластия Советов и партийной но-' менклатуры, к самостоятельности исполнительной власти и административного права, которое ранее обычно заменялось «телефонным* правом партийных руководителей.
1 ВВС РСФСР- 1991, № 6. Ст. 503. 3 ВВС РФ. 1992. №]& От. 49. > СЗРФ. 1995. Г* 50. Ст. 4873.
* C3PUU994. №35. Ст. 3M9.
* СЗМ> 1997,Мб.Ст, 7JI*
* НоьсЯптм 180лх>ии* длыинистратшиихи Iip,.. Иркутск, 1927.
Реорганизация федеративного устройства России связана с закреплением новых принципов федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических и иных интересов и особенностей. Роль административного права в этом процессе также коренным образом меняется, поскольку ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесла административное и административно-процессуальное законодательство. А это значит, что все субъекты Российской Федерации могут создавать необходимую им собственную административно-правовую законодательную базу, разумеется, не противоречащую федеральному законодательству, для успешного функционирования органов исполнитель* ной власти своего уровня, исполнительных органов местного само-упрааленйя> обеспечения прав и свобод граждан своей территории.
Переход к рыночным отношениям в экономике самым существенным образом повлиял и на сущность административного права. Возникновение многообразия форм собственности потребовало и равной защиты со стороны государства всех ее форм, жестхого государственного регулирования новых экономических процессов. Между тем на первом этапе экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом «ушло» из экономики, предоставив право решать возникшие в экономике совершенно новые проблемы рыночным механизмам, в частности конкуренции. Однако из этого ничего не вышло, а в результате получился дикий рынок, дикая приватизация и все другие «прелести*, нам хорошо известные. Стало ясно, что без государственного регулирования, и прежде всего административно-правового, экономические проблемы решить невозможно- Государство с помощью административного права стало усиливать свое воздействие на экономику; облекая экономические механизмы — цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д. — в административно-правовую форму, т.е. пошло по пути, по которому идут все развитые государства.
Формирование правового государства, правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право Суть изменений, которые здесь происходят, состоит в том, что ранее административное право представляло собой совокупность в основном подзаконных актов, те. постановлений правительства, актов министерств и ведомств — приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые нередко не только подменяли закон, но и дополняли, изменяли, а подчас и сводили era на нет Как можно заметить.
IS4
Раздел V. Административное irpapo
Глава LCvmMOCTb. прслмстк>»етола1Шин*!С1рА1К&чогопрйва
теперь основные вопросы функционирования исполнительной влас регулируются на основе законов, нормативных указов Президс-РФ. Уже приняты Таможенный, Налоговый, Бюджетный, Возду ный, Водный, Жилищный и некоторые другие кодексы, носящие п имущественно административно-правовой характер. Принят нов Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступивший-силу с I июля 2002 г
§ 2. Предмет административного права
Предмет административного права представляет собой систему об стшеяных агаошепнй, регулярных адшшнстратпвно-щ>авовыми мамя.
Предмет административного права включает в себя пять состав* лчющих его частей. Во-первых, это общественные отношения, возни* кающие в процессе реализации исполнительной влости, осуществлен* государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Пре* эидента РФ до администрации государственных предприятий, учрел^ дений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего, внешня деятельность органов исполнительной власти, всей системы орган государственного управления, для осуществления которой они cot венно н созданы, а именно организации экономики, социально-куль* Турной и административно-полнтической деятельности.
Во-вторых, это внутриарганизационные отношения, возникающие всех государственных органах, которые в основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от того, где они осущестнля ются: в органах исполнительной aiacra. законодательных или судебных. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, контроль, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и Ш Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права.
В-третьих, предмет административного нрава охватывает деятельность судов н судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Суть в том, что, являясь органом правосудия, суд (судья) тем не менее руководствуется нормами Кодекса об административных правонарушениях. Возможно, эта сфера деятельности судов и судей со временем превратится в административную юстицию, суды будут называться административными.
В-четвертых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности ис-
полшггельных органов местного самоуправления, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия, например в области пожарной безопасности.
В-пятых, к предмету* административного права относится деятельность общественных обмдинсний, участвующих в выполнении государственных функций и наделенных в связи с этим государственно-властными полномочиями. Так, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка. Естественно» подобная деятельность регулируется нормами административного права.
§ 3. Метол административного орава
Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т,е, выполнение предписаний, приказов, команд, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими. Этот метод может быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особенно необходим тогда, когда нормы административного и гражданского права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций, торговли регулируются и административным, ц гражданским правом).
Для гражданско-правового регулирования характерно равенство воль сторон; отсюда широкое применение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воль сторон: водя одной из них главенствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотношениях органов исполнительной власти и предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти и граждан. В административно-правовых отношениях одна сторона очень часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне, именно она — первая сторона — принимает юридически обязательные решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить к ней принуждение.
Данный метод предполагает состояние подчиненности воли одной стороны по отношению к воле другой, причем это состояние может быть достигнуто не только на добровольной, но и на принудительной основе. Этот метод предполагает возможность заставить подчиняться воле властвующего лица с использованием самых решительных мер, вплоть до применения оружия, например отражение посягательства
2W
Раздел V Административное право
ПИН I Нарми адииййстрвпш+ого лрааа
на охраняемый объект. Метод административного права — это ме одностороннего властвования, например инспектор ГИБДД самост тельно, без согласования и без какой-либо санкции привлекает к ветственностн нарушителя Правил дорожного движения, выехавше на перекресток на красный сигнал светофора. Этот метод характе зуется юридическим неравенством сторон, например, руководитель. подчиненный, начальник милиции и нарушитель общественного п рядка* Объем юридических полномочий их различен; с одной стоны, наличие всех прав и обязанностей, предусмотренных законом, выполнения управленческих функций, с другой — преимуществен обязанность выполнить предъявляемые требования, понести т женное дисциплинарное или административное наказание. Вместе тем здесь необходимо подчеркнуть их равенство перед законом, %& руководитель и подчиненный, начальник милиции н нарушитель oft? ладаюг определенными правами и несут соответствующие обязан№* ста, в равной мере подлежащие безусловному выполнению.
Наконец, следует отметктъ и такую особенность метода щмкниот* ративного права, как безоговорочная, лишенная какой-либо днепози тивностн обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандарта*, требований, запретов и иных предписаний. Прнч< эта обязательность может касаться всех граждан, например общеобязательность соблюдения правил поведения в общественных местах*,* правил перехода улиц либо только специальных субъектов алмннист^ ратнвиого права — водителей аетомототранспорта, военнослужащих^ охотников, должностных лиц и тл