(Ю.М.Юсупова)
Инструкция: Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие баллы:
Если Вы ответили: | «не знаю» | - | 0 баллов | ||
«нет никогда» | - | 1 балл | |||
«иногда» | - | 2 балла | |||
«часто» | - | 3 балла | |||
«почти всегда» | - | 4 балла | |||
«да, всегда» | - | 5 баллов | |||
№ п/п | Утверждения | Балл | |||
1. | Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». | ||||
2. | Взрослых детей раздражает забота родителей | ||||
3. | Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей | ||||
4. | Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке | ||||
5. | Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. | ||||
6. | Больному человеку можно помочь даже словом. | ||||
7. | Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами | ||||
8. | Старые люди, как правило, обидчивы без причин | ||||
9. | Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. | ||||
10. | Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. | ||||
11. | Я равнодушен к критике в мой адрес | ||||
12. | Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами | ||||
13. | Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы | ||||
14. | Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать | ||||
15. | Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной. | ||||
16. | Родители относятся к своим детям справедливо | ||||
17. | Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь | ||||
18. | Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей | ||||
19. | Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. | ||||
20. | Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей. | ||||
21. | Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей | ||||
22. | В детстве я приводил домой кошек и собак | ||||
23. | Все люди необоснованно озлобленны | ||||
24. | Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь | ||||
25. | В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам | ||||
26. | При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь | ||||
27. | Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы | ||||
28. | Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей | ||||
29. | Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение | ||||
30. | Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев | ||||
31. | Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно. | ||||
32. | Если ребенок плачет, на то есть свои причины | ||||
33. | Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков | ||||
34. | Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы. | ||||
35. | Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать | ||||
36. | Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. | ||||
Эмпатия (сопереживание) – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
|
|
|
|
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.