Общие положения. 1. 1. Кабинет профориентации и профподбора (кабинет) является структурным под­разделением предприятия

1.1. Кабинет профориентации и профподбора (кабинет) является структурным под­разделением предприятия, осуществляет практическую работу по профинфор- МВЦИИ, профконсультации, профессиональному подбору на основе проводимых ВОЦиалыю-экопомических и социально-психологических исследований, а также Использования методов психологической и физиологической диагностики, участвует I организации трудового воспитания учащихся школ и адаптации молодых рабочих и подчиняется заместителю директора предприятия по кадрам.

1.2. В своей практической деятельности кабинет руководствуется трудовым законо­дательством, постановлениями местных органов власти, приказами и распоря-

КСНимми министерства (ведомства), директора предприятия и настоящим I [пложенном о кабинете.

1.3. Кабинет работает по плану, утвержденному заместителем директора
предприятия по кадрам.





2. ЗАДАЧИ

Основными задачами кабинета являются:

2.1. Участие в проведении профориентационной работы с учащейся молодежью
в подшефных общеобразовательных школах и профтехучилищах; использование
разнообразных форм и методов профориентационной работы с учащейся молодежью
;(ля эффективного формирования у нес психологической готовности к выбору и осво­
ению определенных (конкретных) профессий; пропаганда традиций коллектива
предприятия, условий его труда и отдыха с целью привлечения молодежи для работы
на этом предприятии после окончания средней общеобразовательной школы или

ПТУ.

2.2. Правильное распределение поступающих на работу рабочих и учащихся ПТУ
по группам массовых профессий в соответствии с индивдуальными личностными и
психофизиологическими особенностями каждого человека, которые выявляются и
оцениваются диагностическими методами профкоисультации и профподбора.

2.3. Осуществление работ по профподбору квалифицированных рабочих кадров для выполнения производственных операций, предъявляющих повышенные требования к психофизиологической сфере личности на ответственные работы.

2.4. Проведение социологических и социадыю-психологических исследований, необходимых для выполнения основных задач кабинета.

2.5. Внедрение в практику профкоисультации и профподбора критериев
профпригодности к основным профессиям предприятия и проведение обследования
поступающих на работу с целью выдачи им рекомендаций по выбору профессий.

2.6. Выдача рекомендаций о формах и методах практического профессионально­
го обучения и трудового воспитания, обеспечивающих качественное освоение
профессии в кратчайшие сроки.

3. ФУНКЦИИ

В соответствии с указанными основными задачами кабинет выполняет следующие функции по соответствующим специализированным направлениям:

3.1. Профессиональная информация

3.1 Л. Разрабатывает и внедряет в общеобразовательных школах и учебно-производственных комбинатах по согласованию с городским (районным) отделом народного образования системы и методики профессиональной пропаганды, зна­комит школьников страдициями и историей предприятия, пропагандирует массовые и ведущие профессии предприятия с целью повышения их престижности у молодежи и формирования у нее интереса к освоению этих профессий.

3.1.2. Оказывает методическую помощь школам в осуществлении системы профориентационной работы с учащимися с целью формирования у них положительного отношения к различным вилам профессионального труда и психо­логической готовности к профессиональному самоопределению на основе правильной самооценки своих склонностей, способностей и с учетом социально—экономических условий и потребностей в квалифицированных кадрах.


3.1.3. Разрабатываетформы и методы профинформационной работы с учащимися школ с целью более близкого ознакомления с выбранной профессией и ее содер­жанием в специально подготовленных для этого кабинетах с соответствующими на­глядными пособиями, кино- и диафильмами, отображающими процесс труда, а также При помощи выставок и экспозиций в школах, станциях и клубах юных техников (натуралистов), в других организациях. 3.1.4. Разрабатывает проекты наглядных пособий и выставок но профориентации. 3.2. Трудовое воспитание учащихся учебно-производственных комбинатов и под­шефных школ.

3.2.1. Проводит организованную работу по созданию учебно-производственных

участков в подшефных школах.

3.2.2. Осуществляет координационную и методическую работу на учебно-производ • i i венных участках школ в соответствии с программами трудового обучения.

3.2.3. Разрабатывает для учебно-производственных подразделений необходимые методики, проводит социологические и социально-психологические исследования.

3.3. Профессиональный подбор и профкоисультации.

3.3.1. Обследует рабочих предприятия с целью выработки критериев в опреде­лении профессиональной пригодности для основных профессий предприятия.

3.3.2. Обследует вновь поступающих на работу с целью выдачи им рекомендаций

по выбору профессий.

3.3.3. Проводит обследование стажеров и выпускников ПТУ для распределения их

hi участки с работами различной сложности.

3.3.4. Проводит обследование молодых специалистов, поступающих па предприя­
тие, с цельюопреде гения их психологических и личностных качеств,тля направления
ИХ па раооту в качестве мастеров, технологов, конструкторов и т.д., а также включения

щ резерв па эти должности.

3.3.5. Разрабатывает и адаптирует к условиям конкретного производства имеюшие-
1 я отечественные и зарубежные методки по проведению профессионального подбора

кадров.

3.3.6. Составляет ирофессиограммы основных и ведущих профессий

предприятия.

1.3.7. Проводит распределение поступающих молодых рабочих по профессиональ­
ным группам в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенно-

i гими каждого человека.

3.3.8. Разрабатывает методы тренировки трудовых умений и навыков у молодых
рабочих, обучающихся или работающих по специальностям, предъявляющим повы­
шенные требования к психофизиологической сфере человека.

3 3.9. 11роводит профкопеультапионную работу с молодежью с выдачей обоснован­ных рекомендаций о предпочтительных направлениях ее профессионального самооп­ределения.

3.3.10. Проводит изучение индивидуальных пенхофизиологичес- ких особенно-i гей учащихся, поступающих в базовое ПТУ. и распределяет их но профессиональ­ным группам в соответствии с их способностями.


3.4. Работа с молодыми рабочими и организациями наставничества.

3.4.1. Разрабатывает мероприятия по закреплению рабочих кадров.

3.4.2. Периодически определяет уровень и причины текучести кадров на
предприятии, подготавливает проекты соответствующих приказов.

3.4.3. Организует работу наставников совместно с советами наставников цехов, отделов, предприятия, организовывает учебу наставников.

3.4.4. Организует совместно с руководством цехов и отделов проведение ме­роприятий по адаптации молодых рабочих с целью наиболее быстрого и качествен­ного включения их в производственный процесс и закрепления на рабочих местах.

3.4.5. Проводит собеседования с увольняющимися рабочими.
3.5. Социально-психологические исследования.

3.5.1. Проводит исследования по изучению отношения учащихся к различным
профессиям предприятия и па этой основе разрабатывает дополнительные формы и
методы профориентационной работы.

3.5.2. Исследует причины, влияющие на выбор профессии у молодежи.

3.5.3. Изучает отношения к труду молодых рабочих на предприятии, их жизненные планы и интересы с целью профилактики текучести кадров.

3.5.4. Обобщает достижения отечественного и зарубежного опыта в области
социально-психологических методов управления и периодически информирует руко­
водство предприятия через систему занятий, организуемых отделами подготовки кад­
ров.

3.5.5. Исследует мотивы, привлекающие молодых рабочих на предприятие, с
целью совершенствования профориентационной работы в базовых школах и ПТУ.

4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Работникам кабинета профориентации и профподбора с целью повышения эф­фективности их деятельности рекомендуется:

4.1. Проводить работу в содружестве с научными учреждениями, компетентными в области содержания и методов профориентационной работы с молодежью.

4.2. Изучать и внедрять передовой опыт работы по профориентации и профподбору рабочих, развиваемый на других предприятиях и в других отраслях Народного хозяй­ства.

4.3- На основе соответствующих исследований вносить предложения по улучшению работы по профориентации и профподбору на предприятии, а также улучшению расстановки и использования рабочих кадров.

4.4. Вести контроль за реализацией выданных рекомендаций, за освоением
профессий молодыми рабочими.

4.5. Требовать от руководителей цехов и отделов необходимые данные о работе с кадрами, а также друпчо информацию, входящую в компетенцию кабинета.

4.6. Визировать заявления вновь поступающих о приеме на работу.


Оборудование и оформление кабинета профориентации

Кабинет профориентации предприятия оборудуется таким образом, чтобы каждый учащийся школы или поступающий на завод мог получить исчерпывающую инфор­мацию о заводе, основных рабочих профессиях, возможностях профессионального и i ультурного роста.

Кабинет профориентации оформляется по единому плану, предоставленные ма-ГСриалы должны быть полными по содержанию, носить не только информационный, но и воспитательный характер.

Кабинет оснащается следующим оборудованием:

1. Столы и стулья (не менее 25 посадочных мест).

2. Стол преподавателя.

3. Классная доска.

4. Действующие настольные модели станков, оборудования.

5. Стойка с киноаппаратом, диапроекторы, магнитофоны.

6. Шкаф с методической литературой но вопросам профориентации.

7. Витрины с образцами готовой продукции, виды сырья, образцы рабочих инстру­ментов.

8. Турникет "Описание основных профессий завода".
И кабинете представлены следующие стенды:

• стенд "Знакомы ось — наш завод", содержащий краткую информацию о заво­де, выпускаемой им продукции, лучших кадрах, об организации быта, отдыха трудящихся;

• стенд "Ведущие профессии завода", содержащий краткую характеристику профессий по схеме: выполняемая работа, объем знаний и умений, необ­ходимых специалисту, санитарно-гигиенические условия труда, требования к психофизиологическим и личностным качествам, общеобразовательный уро­вень, данные о размерах заработной платы, возможности повышения квалификации и образования;

• стенд "Возможности роста профессионального мастерства и культурно-технического уровня рабочего";

• стенд "куда пойти учиться" о вузах и техникумах города, в которых можно продолжить учебу по избранной профессии:

• стенд "Единая система приема поступающих па завод", где показаны прием на работу и производственное становление молодых рабочих на заводе.

Все схемы, помещаемые на стендах, необходимо разрабатывать.

Методики изучения функций, важных для определения профессиональной пригодности

1. Прибор для определения быстроты зрительного различения

Определяется она с помощью прибора, позволяющего демонстрировать с определен­ной выдержкой (от 1 сек до 0,1 сек) кольцо Ландольта, размером в 1 мм.





Исследуемому предлагается определить положение разрыва в кольце Ландольта при ограниченном времени его предъявления.

Наименьшая экспозиция, при которой испытуемый правильно указывает направ­ление разрыва в кольце Ландольта, определяет порог быстроты зрительного различения.

2. Набор цилиндров для определения порогов разности ощущения тяжести (сус-
тавно-мышечная чувствительность).

В набор для определения порогов разности ощущения тяжести входит 17 цилиндров весом от 702 г до 1000 г.

Исследование проводится следующим образом:

Исследуемому предлагается последовательно пара цилиндров, все которых разнится в 1-ом сочетании в 8,3 проц.; во втором сочетании — 5,9 проц.; в третьем 5 проц.; в четвертом — 4,2 проц.; в пятом — 3,6 проц.; в шестом — 3,0 upon.; в седьмом — 2,7 проц.; в восьмом — 2,3 проц.; в девятом — 1,9 проц.; в десятом — 1,5 проц.; в одиннадцатом — 1,15 проц.

Исследуемый сравнивает вес двух цилиндров (охваты цилиндров и способ оценки веса специально оговаривается и показывается), различающихся по весу вышеука­занным образом, и устанавливает, какой из цилиндров тяжелее.

Проба каждого варианта осуществляется 3-4 раза. Порогом ощущения разницы в весе считается разница, выраженная в процентах, которая безошибочно определена последней.

3. Кинематомстр Жуковского — служит для исследования точности воспроизве­
дения движения в локтевом суставе (исследование суставно-мышечной
чувствительности).

Исследование проводится следующим образом. Кинематомстр крепится сначала на правом, а потом на левом локтевом суставе исследуемого.

Испытуемому задается определенное движение: сжатие руки в локтевом суставе на 90 град. Сначала это движение испытуемый выполняет 3 раза под контролем зрения. Затем это движение 3—5 раз выполняется без зрительного контроля, по памяти. Учитывается ошибка воспроизведения заданного движения.

4. Двойная линейка Мак-Уорти — служит для определения тактильной
чувствительности

Линейка Мак-Уорти представляет собой две деревянные с гладкой поверхностью линейки длиной 20 см, склеенные с одной стороны друг с другом, а с другой стороны между ними вставлен деревянный клинышек, отчего ребра расходятся постепенно от вершины к основанию.

Расстояние между ребрами в мм и представляет собой единицы Мак-Уорти.

Исследование тактильной чувствительности проводится следующим образом.

Экспериментатор проводит линейкой Мак-Уорти (от ее начала по направлению к концу) по верхнему краю подушечки ногтевой фаланги указательного пальца правой и левой руки.

Во время обследования испытуемый сидит на стуле прямо, отвернув голову в сторо­ну, чтобы не видеть линейки во время измерения.


Момент, когда испытуемый почувствовал раздвоение линейки, — "две" — экс-||. рнмептатор отмечает в показаниях линейки в сантиметрах. Эти показания потом п. |и водятся н единицы Мак-Уорти по шкале, которая имеется для каждой линейки, i им» деление чувствительности каждого пальца проводится шестикратно, затем вы-II.MIHMI средняя, которая и является показателем порога тактильной чувствитсль-

iiiii in I Тестовые методики для определения глазомера

I |римепяется 3 теста.

/ тест "квадраты" — испытуемому предлагалось как можно быстрее (время фиксировалось) поставить точки в центре мелких квадратов, размером 5x5 мм. Количество квадратов 150.

) шест "круги" — испытуемый должен был в 30-ти кругах диаметром 20 мм шмпить центр его, а окружность разделить на 7 равных частей.

J nwcm "линии" — испытуемому предлагалось разделить каждую из 30 линий i union 67 мм на 7 равных частей.

Нрсмя выполнения каждого задания учитывается.

Мри обработке результатов каждого теста учитывается точность выполнения каж­дою задания (проц. ошибок) и время, затраченное на выполнение задания.

6, Комплекс методик для исследования основных свойств высшей нервной дся-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: