Комплекс состоит из пульта экспериментатора и пульта исследуемого. II комплекс входят также кнопочный переключатель цветовых сигналов и кнопка i i..и метки двигательной реакции на условно-тормозной раздражитель. К нему подключается двухканальный электрокардиограф. Иульг экспериментатора Предназначен для исследования силы подвижности нервной системы, изучения
ииоюрмозной реакции. (о (ержит 3 программы исследования:
/ Подвижность нервных процессов — программ, подается с заранее определенной иной чередования цветовых сигналов. Количес во усвоенных исследуемым сигналив фиксируется с помощью специального счетчика.
Условиотормозной реакции ни световой раздражитель — программа подается ни трансе определенному стереотипу, содержащему положительные и тормозные |ЯН"1 оные раздражители. Фиксируется время реакции исследуемого на различные
|м мражитсли.
I ('илы нервных процессов — программа подастся но определенному стереотипу из щуковых сигналов разной интенсивности. Фиксируется время реакции на разд-|)П китель разной силы.
|
|
П ульт исследуемого
i одержит экран для демонстрации световых раздражителей, кнопочный переклю-ЧПгель для фиксации цветовых сигналов; кнопку для отметки времени реакции на. п. юные и звуко"ыс раздражители; олектросекупдомер дли определения уравновешенности нервных процессов.
а) исследование силы нервной системы но отношению к процессу возбуждения.
Принцип исследования:
Сила нервной системы оценивается по величине латентных периодов на звуковые раздражители возрастающей интенсивности.
Процедура исследования:
Звуковые сигналы частотой 1000 Гц подаются в случайном порядке через звуковой генератор в наушники. Подаются звуки 30, 50, 70. 90, 120 дб по 20 раз в случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее нажимать на кнопку, когда ус- J лышит звук. Латентные периоды реакции регистрируются с помощью электросекундомера. Результаты обрабатываются по параметрам сила-чувствительность нервной системы.
б) исследование подвижности основных нервных процессов
Принцип: подвижность основных нервных процессов количественно оценивается возможностью быстроты восприятия и переработки информации за единицу времени.
Процедура исследования: на экране перед исследуемым вспыхивают цветовые сигналы (зелеными, белый, красный). Рука исследуемого находится на кнопках цветового переключателя. Цветовые сигналы на экране загораются в случайном порядке и возрастающем темпе. Исследуемый должен нажимать кнопку, соответствующую цвету сигнала. Счетчик регистрирует лишь правильные реакции.
|
|
в) исследование урановешенности основных нервных процессов
Принцип исследования: определяется точность реагирования на движущуюся стрелку электросекундомера.
. Процедура исследования: исследуемый нажатием кнопки электросекундомера за-1 пускает стрелку и должен ее остановить как можно точнее на заданном делении. Экспериментатор фиксирует количество опережающих, запаздывающих и точных реакций.
г) изучение условнотормозной реакции с одновременной регистрацией ЭКГ (элек
трокардиограммой)
Принцип: исследуемый по первой инструкции осуществляет двигательную реакцию при загорании одних лампочек, других — воздерживается. Вторая инструкция обусловливает реагирование "наоборот".
Процедура исследования: исследуемому накладываются электроды на две руки для регистрации ЭКГ. он усаживается перед табло, на котором имеются 3 лампочки:. белая, красная, зеленая.
Предварительное инструктирование, во время которого проводится запись ЭКГ, обусловливает двигательную реакцию при загорании белой и красной лампочек и воздерживание от реакции при загорании зеленой.
Стереотип повторяется 2 раза, ЭКГ регистрируется и во время выполнения стереотипа. Измеряются латентные периоды двигательных реакций.
Регистрация ЭКГ в спокойном состоянии, во время инструкции и при вополпении стереотипа из положительных и тормозных реакций позволяет судить об уровне эмоциональности при восприятии инструкции и выполнении стереотипа (корково-; подкорковое взаимодействие).
11сределка*характера реакций с помощью новой инструкции дает дополнительные i ведения о подвижности процессов возбуждения и торможения и о характере вегс-пипшюго реагирования.
Комплекс методик для исследования психофизиологических качеств
Прибор "Память" Определяется объем кратковременной зрительной памяти и концентрированное!!, внимания. На экране пульта исследуемого с установленной длительностью экс-ношцни (0,5; 1; 2; 3; 4 сек) появляются изображения 6 различных рисунков. Иссле-йуемый должен запомнить рисунки и как можно точнее воспроизвести их путем нажатия на кнопки с соответствующими изображениями. На пульте экспериментатора регистрируется количество правильных ответов на каждую из пяти программ. Таким образом определяется объем кратковременной зрительной памяти и кон-ЦОнтрированность внимания, зависящих от времени экспозиции изображения.
Прибор "Ритм" Определяется скорость зрительно-моторной реакции и координации движения пальцев- На экране пульта исследуемого в левой и правой частях в различных положениях загораются лампочки. Исследуемый должен точно и как можно быстрее Нажимать обеими руками на соответствующие кнопки плевой и правой частях пульта. На пульте экспериментатора регистрируется время зрительно-моторной реакции обеих рук.
Осуществляется ручной и автоматический режим подачи сигналов и блокировка Сметчика при нажатии нескольких кнопок одной рукой. Программа предъявления I игналов носит случайный характер, что исключает возможность запоминания комбинации загорания лампочек.
Прибор "Тремометр" Определяется точность движений и степень дрожания (тремор) рук. Характеризуется зрительный контроль произвольных движений. 11а пульте исследуемого расположена матрица с фигурными прорезями. Исследуемый должен провести щуп по всем рисункам как можно быстрее и с наименьшим Количеством касаний стенок прорезей. Каждое касание щупа со стенкой сопровождается световой vi звуковой индикацией. На пульте экспериментатора регистрируется время выполнения программы и количество допущенных ошибок. Для обработки Гочпых двигательных навыков используется несколько матриц. Аппарат Оля перекрестных испытаний Определяется зрительно—моторная координация, распределение внимания и степень утомляемости.
|
|
Па пульте исследуемого с заданной частотой (4, 3, 2, 1, 0,5 Гц) Одновременно по программе загораются 2 лампочки: одна — по вертикали, другая — по горизонтали. I кследуемый должен успевать нажимать на кнопки, расположенные па пересечении осей ординат и абсцисс загорающихся лампочек.
На пульте экспериментатора при помощи счетчиков регистрируется количество поданных сигналов и количество правильных ответов. Степень утомляемости определяется по длительности безошибочных ответов.
Комплект бланковых методик
Методика "НИН-78" Бланковая методика, предназначенная для выявления профессиональной направленности, профессиональных интересов и профессиональных намерений учащихся. Используется в профессиональной консультации.
Методика "ОДАНИ" Бланковая методика, используемая в профессиональной консультации для выявления и оценки уровня развития комплекса общих интересов учащихся, выделения центрального и сопутствующих интересов.
. Методика"КОС-1" Бланковая методика, используемая в нрофконсультационпой работе с учащимися для выявления и оценки их коммуникативных и организаторских способностей.
Мепнх)ика "ОП-Г Бланковая методика, предназначенная для выявления и оценки уровня развития оперативной памяти учащегося' Используется в профконсультации и профотборе.
Методика" KНОП-1 Бланковая методика, предназначена для выявления и оценки кратковременной наглядно-образной памяти учащегося. Используется в профконсультации и профотборе.
Методика исследования пространственных представлений Бланковая методика, используемая в профконсультации и профотборе для оценки уровня развития пространственных представлений у учащихся.
Методика "ВН-2" Бланковая методика, используемая в профконсультации и профотборе для выявления и оценки уровня устойчивости распределенного внимания учащегося. Методика сложения чисел с переключением Бланковая методика, используемая в профконсультации и профотборе для оценки уровня развития переключения внимания.
|
|
Методика корректурной пробы Бланковая методика, используемая в профконсультации и профотборе для оценки уровня развития концентрации (сосредоточения) внимания учащегося.
* Детальные описания содержания бланковых мегодик, процедур исследования, инструкций, методов обработки материала, а также оценочные шкалы представлены в методическом пособии "Профкопсультационная работа со старшеклассниками" /под ред. Федоришнна.— Киев.: "Ридянська школа". 1980.
1.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ