Краткие профессиограммы

Профессиограмма наборщика-линотиписта

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Линотипист — профессия полиграфического производства, кото­рая состоит в овладении навыками машинного набора текста и пред­полагает наличие знаний грамматики, технических правил разметки оригиналов, общих сведений из области наборного дела и правил эксплуатации наборных строкоотливных машин.

Кадры по данной специальности готовятся в городских профессио­нально-технических училищах. Срок обучения — три года.

Профессия линотиписта имеет большое социально-экономическое значение. Относится к разновидностям операторской деятельности, т.е. деятельности, которая с развитием научно-технической рево­люции имеет все большее применение в народном хозяйстве. Парк наборных строкоотливных машин для полиграфического производ­ства с каждым годом увеличивается и модифицируется. Создается унифицированный типажный ряд этих машин, что со своей стороны





предъявляет более высокие требования к специалистам, работа­ющим в этой отрасли. Вместе с тем уровень автоматизации на линотипах неполный и предполагает обязательное участие человека в рабочем процессе.

Профессии линотиписта присущи черты, общие с другими за­нятиями (такими, как телеграфист, телетайпист, машинистка, пер­фораторщик, оператор счетно-вычислительных машин), где производится ввод информации в машину с помощью клавиатуры.

Профссия линотиписта перспективная, поскольку выпуск печат­ной продукции постоянно увеличивается и потребность в таких специалистах в дальнейшем будет возрастать.

Квалифицированный наборщик-линотипист относится к высшим разрядам рабочих специальностей — 4, 5 и 6-му.

Характеристика работы. Чтобы набрать матрично-клиновую стро­ку, наборщик последовательно в соответствии с текстом оригинала нажимает на клавиши клавиатуры, в результате чего включаются матрице-выпускающие механизмы и нужные матрицы выпадают из магазина на транспортерную ленту собирателя, который переносит их в верстатку. По окончании набора каждого слова наборщик нажимает на шпационный клавиш, после чего срабатывает клино-выпускающий механизм и клинья из шпационной коробки падают непосредственно в верстатку и вместе с матрицами образуют матрично-клиновую строку. После ее подъема все операции выпол­няются машиной автоматически по замкнутому циклу.

Набор текста.осуществляется на наборных строкотливных машинах. Текст может быть любого характера: с большим количес­твом сложных специальных терминов, содержащий шрифты различных гарнитур и алфавитов; примесь в виде математических и химических знаков, а также наборы таблиц, однострочных и много­строчных формул.

Линотипист должен знать:

• математические, химические, астрономические и другие знаки, применяемые при сложном наборе;

• технические правила расчета набора таблиц;

• кинематику механизмов машин и регулировку основных узлов;

• правила пользования при наладке машины контрольно-измерительными инструментами.

ПРИМЕРЫ РАБОТ Набор гранок и полос технической и справочной литературы, сло-варно-энциклопедических изданий, учебников по физике, химии, математике, грамматике.


Кроме того, линотипист должен знать: 1) правила техники безопас­ности и противопожарные мероприятия, связанные с выполняемой работой; 2) технические требования к качеству выполняемых работ, способы предупреждения и устранения брака; 3) передовые методы организации труда; 4) нормы расходования материалов на выполня­емую работу и способы их экономии; 5) правила внутреннего и трудового распорядка на производстве.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Линотипист работает один. Круг общения с другими работниками у него ограничен.

Рабочим местом линотиписта является машина с необходимым оборудованием и инструментами. Стул, который можно регулировать по высоте, находится непосредственно против клавиатуры машины. Имеется тумбочка наборщика, в ящиках кото­рой хранятся все нужные в процессе работы материалы, а также стеллаж для хранения металла. Машина оборудована мусоро­сборником. Кроме того, на рабочем месте имеются отвертки (одна для мелких винтов, другая для более крупных), латунная линейка для очистки формы и других частей машины от налипшего гарта, ключи торцовые и гаечные, чистая ветошь.

Линотипист должен содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не захламлять посторонними вещами. Подвесные матрицы в гитарке машины должны быть разложены по ячейкам и в опреде­ленном порядке, чтобы не искать каждый знак по всем полочкам.

Тумбочка наборщика имеет ящики и полочки разного назначения: для хранения вспомогательного инструмента и оригинала, для за­пасного комплекта ручных матриц и форматных вкладышей. Высота стола рассчитана таким образом, чтобы линотиписту было удобно пользоваться им, не вставая со стула перед клавиатурой. Все пред­меты располагаются так, чтобы было удобно ими пользоваться.

Рабочее место должно быть освещено с левой стороны. Лампочка с отражателем должна освещать клавиатуру, оригинал и верстатку. При этом свет не должен попадать в глаза наборщику или рас­сеиваться по фронту машины.

Санитарно-гигиенические условия работы. Наборное производст­во, в связи с применением типографских сплавов, основными компо­нентами которых являются свинец, сурьма и олово, относятся к вредным производствам. Эти компоненты попадают в организм че­ловека через слизистые оболочки дыхательных путей в виде пыли типографского сплава или их паров, а также через пищеварительные органы при загрязнении справом рук, пищи и т.д. Одним из очагов загрязнения воздуха пылью, содержащей свинец, является загряз-





ценность наборных масс, столов, пола. Большое скопление пыли образуется на негладкой и шероховатой поверхности мебели и полов.

В настоящее время ведутся работы по замене вредных свинцовых сплавов другими, менее токсичными сплавами (цинковыми, алюминиевыми), а также синтетическими материалами.

Характер шума в цехе — высокочастотный, который исходит преимущественно от падающих матриц и работы механизмов машин. Согласно нормам предельно допустимый уровень шума не должен превышать 85 децибел.

ОСВЕЩЕНИЕ ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Яркость общего освещения — около 1000 люкс. Кроме того, каждое рабочее место снабжено индивидуальными светильниками. Набор­ные машины устанавливаются с учетом оптимального естественного освещения основной рабочей зоны.

Исходя из этих условий, наборщик-линотипист должен обладать, при равных прочих данных, здоровыми легкими, быть физически развитым, выносливым. Профессии противопоказаны болезнь легких, общая физическая слабость.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИНОТИПИСТА

Деятельность линотиписта на наборной строкоотливной машине сложна и многофункциональна, временами состоит из непоследова­тельного, параллельного выполнения ряда операций. Каждой опе­рации необходимо уделять достаточное внимание при одновременном слежении за несколькими объектами.

Процесс машинного набора можно разделить на следующие опе­рации:

• работа линотиписта с оригиналом, т.е. с текстом, подлежащим набору;

• работа линотиписта на клавиатуре;

• набор и чтение матрично-клиновой строки;

• отливка строки и проверка готовой продукции;

• выполнение вспомогательных действий.
При чтении оригинала у работника формируется зрительный образ

слова или фразы. Наиболее значимыми для формирования образа является начало и конец слова.

Качество и оперативность работы во многом зависят от уровня развития его кратковременной памяти. При достаточном ее развитии линотиписту нет надобности постоянно обращаться к тек­сту и делать регрессивные движения глаз.

 

Успешность работы линотиписта во многом зависит от объема внимания. Чем больше слов способен охватить и запомнить


линотипист, чем меньше затрачивает он при этом времени на восприятие текста, тем скорее протекает процесс работы при соблю­дении прочих требований. Недостаточно широкий единовременный охват вниманием части текста вынуждает чаще обращаться к нему и прерывать ритм двигательных процессов.

По прочтении фразы или ее части линотипист переводит внимание на клавиатуру. Здесь объект внимания часто меняется, что предпо­лагает хорошую способность к распределению, переключению и вы­сокую степень концентрации внимания.

При работе с клавиатурой наибольший эффект достигается при наборе так называемым "слепым" способом. При зрительном спосо­бе не только теряется много времени (что приводит к снижению производительности труда), но и происходит большая нервно-физическая утомляемость: непрерывно приходится поднимать и опускать голову, переводя глаза с оригинала на клавиатуру и с клавиатуры на оригинал, отыскивая место, на котором остановился. Обучение работе на клавиатуре "слепым" методом основано на сочетании зрительной и мускульно-двигательной (моторной) памяти; частое повторение человеком одних и тех же движений с одновременной зрительной информацией приводит к запоминанию этих движений и делает их механическими и точными.

Большое значение имеет спокойная ритмическая работа на клавиатуре без излишней нервной торопливости или рывков. Неоп­равданно повышенное напряжение, стремление набрать больше зна­ков за счет только своих мускульно-энергетических усилий приводит к повышенной утомляемости, в результате чего ослабляет­ся внимание и увеличивается количество ошибок.

Важную роль играет острота слуха. Необходимо по звуку опреде­лять после нажатия клавиши правильность последовавшего спуска в верстатку нужной матрицы, а в случае ее задержки прекратить процесс набора, чтобы устранить замеченные неполадки.

По звуку движения деталей работающего линотипа опытный рабочий также фиксирует всякого рода отклонения от нормы, неисправность частей и механизмов линотипа, т.е. у него вырабаты­вается собственное "чутье" машины.

Проверка качества готовой продукции происходит без отрыва от основной выполняемой работы. В данном случае играет роль способ­ность быстро замечать и исправлять сделанные ошибки сразу. Линотипист должен следить за количеством готовых строк. По достижении определенного количества, их необходимо выставить на гранку. Для этого необходимо хорошее распределение внимания.

Выражением оптимального соотношения между личностью и дан­ной профессией является развитие общих умственных способностей


на уровне не ниже среднего. Рабочий должен хорошо знать правила грамматики, владеть по меньшей мере алфавитами нескольких язы­ков. Он обращается с такой относительно сложной машиной, как линотип, что требует соответствующего минимума технических знаний.

Мышление линотиписта характеризуется тем, что оно протекает в жестких условиях времени и является преимущественно практическим мышлением.

Особое место занимает отношение работника к профессии: чувство ответственности, аккуратности, самообладание. Важна положительная мотивация, особенно в начале трудовой деятель­ности.

НАГРУЗКА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ЛИНОТИПИСТА

В период деятельности все органы, принимающие участие в работе, находятся под влиянием определенного вида нагрузки.

• Нагрузка зрительных органов. Глаза беспрерывно следят за тек­стом оригинала, матрично-клиновой строкой и клавиатурой.

• Нагрузка внимания. Работа требует постоянной сосредоточен­ности, произвольного внимания.

• Нагрузка, возникающая вследствие влияния свинцовых паров, которые постоянно выделяются из отливного котла, линотипа. Вентиляционная система цеха большую часть этих паров погло­щает, однако некоторая доля их попадает в дыхательные органы человека.

• Нагрузка позотоническая. Возникает в результате постоянного напряжения только в определенных группах мышц (например, в удержании рук на весу, головы в определенном положении и т.п.).

• Нагрузка монотонии. В целом работа имеет элементы монотон­ности, т.к. в основе набора лежит совокупность многократно повторяющихся двигательных актов. Люди, склонные к разно­образному характеру работы, вряд ли найдут себя как линотиписты.

Профессиограмма слесаря-сборшика радиоаппаратуры

ОБОРУДОВАНИЕ

В работе используются наборы отверток, гаечных ключей, метчики для нарезания резьб, электродрель для сверления отверстий, напильники для снятия заусенец, надфили, ножовки с электрическим приводом, пневматические молотки, плоскогубцы,


круглогубцы, бокорезы, пинцеты, ножницы, инструменты для раз­метки (стальная масштабная линейка, транспортир, угольник, циркуль, чертилка).

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Образование 8 — 10 классов.

СРОК ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Производственная подготовка в течение 6 месяцев или обучение в СПТУ один год. Квалификация I—IY разряд.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Технологический процесс сборки составляет совокупность опе­раций, в результате которых происходит соединение деталей в узлы, блоки, системы и изделия. Все соединения делятся на разъемные и неразъемные. Сборка, в зависимости от вида производства, осущест­вляется вручную либо с помощью автоматических поточных линий. При ручной сборке изделие может собираться: а) с применением конвейера; б) при несложных изделиях — на монтажном столе одним слесарем-сборщиком. Во всех случаях сборка производится диффе­ренцированно-параллельным способом, т.е. сначала — сборка наиболее простых промежуточных звеньев, из которых, в свою оче­редь, собираются более сложные узлы, а потом и изделие в целом.

Основные операции при неразъемных соединениях: склеивание, развальцовка, расчеканка, запрессовка, опрессовка, пайка и сварка. Операции сборки строго последовательны. В технологический процесс пайки входят операции:

• подготовка спаиваемых поверхностей (очистка);

• прогрев соединяемых поверхностей с одновременным нане­сением на месте пайки флюса и припоя; -

• фиксация соединяемых деталей;

• очистка места припоя от отходов.

Сборка изделий в серийном производстве делится на бригадную и операционную. Операционная сборка применяется на сборочных единицах, изделиях, производство которых постоянно. На основе операционной сборки в цехах организуются поточные линии. Из­делие в процессе сборки на поточной линии передается с одного рабочего места на другое с минимальными задержками. Основные параметры поточной линии: ритм, такт, темп, цикл.

При разъемном соединении используют:

• пневматический резьбоверт (для завертывания крепежных де­
талей);


• электромеханический резьбоверт — для соединения деталей в условиях серийного производства.

Для клепальных работ при завальцовке и развальцовке применяют специальные клепальные станки с механическим приводом. Для выполнения неразъемных соединений на участках предварительной сборки механических цехов — гидравлические прессы. Для клейки, развальцовки и других сборочных работ — электромагнитные прес­сы. При массовом производстве для осуществления винтовых со­единений применяются механические и электрические винтоверты и гайковерты. Задача слесаря-сборщика: подготовить детали к уста­новке и закрепить каждую из них.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Степень механизации — ручные работы с применением малой ме­ханизации.

Темп работы — свободный.

Рабочая поза — сидя и стоя.

Физическая нагрузка средняя.

Нервно-эмоциональное напряжение связано с выполнением работ высокой точности.

Условия труда на рабочем месте:

Температура воздуха 20-25 град. Цельсия.

Влажность воздуха — 60-30%

Освещенность местная — искусственное освещение: лампа мощно­стью не более 40-50 Вт на расстоянии 0,5-0,75 м от освещаемой поверхности. Свет должен падать равномерно.

Движение воздуха — не более 0,2-0,5 м/с.

Задымленность — 2 мг/куб.м.

Шум не более 60 дб.

Вытяжная вентиляция для удаления вредных испарений.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Выполнение в течение дня мелких и точных движений требует от человека высокой зрительно-двигательной координации, чувствительности пальцев, хорошей координации движений, остроты зрения, хорошего линейного и объемного глазомера. Необ­ходимо развитие наглядно-образного мышления, оперативной памяти, пространственного воображения, устойчивого внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: