1. Принятие норм права гражданами в результате референдума;
2. Принятие законов, других нормативных актов органами государственной власти;
3. Заключение договоров, соглашений нормативного характера между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, с общественными объединениями, с другими государствами;
Рассмотрим каждую из названных форм правотворческой деятельности на примере РФ.
1. В соответствии с ФЗ «О референдуме в РФ», решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На референдум может быть вынесен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. Например, таким образом в 1993 году была принята Конституция РФ.
2. Наиболее распространенная в настоящее время форма правотворчества в РФ. Правом принятия нормативных актов в РФ обладают:
2.1. Государственная Дума;
2.2. Представительные (законодательные) органы субъектов РФ;
|
|
2.3. Органы местного самоуправления;
2.4. Президент РФ;
2.5. Правительство РФ;
2.6. Федеральные министерства и ведомства;
2.7. Президенты республик, главы администраций субъектов РФ;
2.8. Правительства, министерства, ведомства субъектов РФ;
2.9. Администрации предприятий и учреждений (локальное нормотворчество – например, разработка Правил внутреннего трудового распорядка).
Полномочия на издание различными органами и должностными лицами нормативных актов, а также их предметное содержание определяются Конституцией РФ, законами и другими норм. актами.
3. Нормативные договоры, соглашения.
Данная форма все чаще используется в правотворческой деятельности. Договора и соглашения заключаются между различными субъектами права. Их юридическая сила неодинакова, зависит от правового статуса участвующих субъектов.
Примеры нормативных договоров:
- Федеративный Договор;
- Договоры РФ и субъектов РФ;
- Соглашения по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенных профессий, отраслей, территорий. Участвуют три стороны:
1. работодатели;
2. профсоюзы;
3. органы государственной власти.
6. Основные стадии правотворческого процесса:
Процесс можно разделить на 2 этапа и 10 основных стадий.
I. Этап подготовки проекта нормативного акта (осуществляется не обязательно правотворческим органом).
1. Принятие решения о подготовке проекта;
2. Анализ состояния правового регулирования в той сфере отношений, к которой относится предлагаемый нормативный акт;
3. Подготовка первоначального текста проекта;
|
|
4. Предварительное обсуждение проекта;
5. Вынесение проекта на всенародное обсуждение (факультативная стадия);
6. Окончательное редактирование проекта;
II. Этап, связанный с деятельностью правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта.
7. Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа, подготовившего проект;
8. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания правотворческого органа;
9. Обсуждение и официальное принятие нормативного акта;
10. Официальное опубликование принятого нормативного акта.