Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.
Вариант I
Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.
список мотивов
1. Стать высококвалифицированным специалистом.
2. Получить диплом.
3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично,
5. Постоянно получать стипендию.
6. Приобрести глубокие и прочные знания.
7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
8. Не запускать предметы учебного цикла.
9. Не отставать от сокурсников.
10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
11. Выполнять педагогические требования.
|
|
12. Достичь уважения преподавателей.
13. Быть примером сокурсникам.
14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
16. Получить интеллектуальное удовлетворение.
Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся
в форму 1.
Форма 1
Название обследуемой выборки _________________________
Объем выборочной совокупности __________________________
Номер мотива по списку | ||||||||||||||||
Количество назывании мотива | ||||||||||||||||
Частота назывании мотива | ||||||||||||||||
Ранг мотива |
Вариант II
Инструкция. Оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов— максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них.
Список мотивов (приведен выше).
Обработка результатов. Подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).
Среднее арифметическое:
|
|
Стандартное отклонение:
Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.
Название обследуемой выборки _
Объем выборочной совокупности N
Форма
Номер мотива по списку | ||||||||||||||||
Среднее значение оценки мотива, | ||||||||||||||||
Стандартное отклонение. |
ЛИТЕРА ТУРА К ГЛА BE 1
Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
Маркова А, К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
Матюшкин А. М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся М., 1980,
Реан А, А, Рефлексивно-перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопросы психологии 1990. № 2.
Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986.
Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.