Складывание и развитие мусульманской правовой доктрины. Рай. Иджтихад. Развитие теории методологии права. Классификация степеней иджтихада. Период коди-фикации и имамов (начало VIII – середина X в.) – "золотой век" в развитии мусуль-манского права. Возникновение правовых школ-толков. Школы (мазхабы) мусульман-ского права суннитского и шиитского направлений. Ханифитская школа. Способы форму-лирования позитивного права.
Наступление в XI в. периода традиции ("таклид"). Прекращение "абсолютного иджтихада". Развитие мусульманской правовой доктрины. Муджтахиды. Концепция "верховенства шариата". Применение термина "фикх". Мусульманская теория права. Разработка методологической и общетеоретической основы мусульманского права. Структура мусульманского права. Кульминационный момент в развитии теории и прак-тики мусульманского права. Формулирование принципов правового регулирования, "общей части" мусульманского права. Изменения в структуре мусульманского права.
|
|
Мусульманская политическая мысль в средние века. Нормативно-юридический и этико-философский подходы к изучению государства и политики. Учение о политике, государстве, власти в средневековой арабо-мусульманской философии. Характерные черты арабо-мусульманской политической философии. Политико-правовые идеи в трудах мусульманских философов средневековья. Абу-ан-Наср аль-Фараби (870 – 950 гг.) – отец арабской политической философии. "О взглядах жителей добродетельного города", "Афоризмы государственного деятеля", "Гражданская политика". Определение политики и политического знания. Исследование способов организации и сохранения добродетель-ного правления, искусства верховной власти. Главная цель политики. Классификация городов-государств. Модель наилучшего государства. Ибн Сина (Авиценна) (980 – 1037). Смысл политического знания. Ибн Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198). Концепция "двух истин". Идея организации общественной жизни на фундаменте знания.
Учение "Братьев чистоты" (X в.). "Послания братьев чистоты и друзей верности". Критерий совершенства в изучении политики. Соотношение политики и мусульманской религии и морали. Определение задачи политической мысли.
Мусульманско-правовое направление политической мысли. Мусульманская кон-цепция государства (XI – XIV вв.). Проблемы организации и деятельности мусульман-ского государства, "мусульманской политики". Основные политические принципы двух главных направлений в исламе. Суннитская политическая мысль. Нормы Корана и Сун-ны, регламентирующие вертикальные, властные отношения. Понятия "имамат" и "хали-фат". Халифат – ключевая категория мусульманско-правовой политической теории. Политико-правовые взгляды крупнейшего мусульманского государствоведа аль-Маварди (974 – 1058). Классическая теория халифата. Халифат как сущность мусульманской власти и как специфическая форма правления. Решение проблемы происхождения халифата в мусульманской политической концепции. Принцип необходимости халифата. Религи-озные и рациональные аргументы в пользу халифата. Шиитская политическая мысль. Имамат. Суннитская и шиитская политические доктрины о верховной власти в мусуль-манском государстве, суверенитете и порядке замещения поста главы мусульманского государства.
|
|
Политическое учение Ибн Халдуна (1332 – 1406). "Большая история" ("Книга поучительных примеров"). Концепция развития государства. Соотношение и закономер-ности развития общества и государства. Этапы развития общества. Эволюция устройства и задач государственной власти. Возникновение государства. Материя государства. Гибель государства. Особенности учения Ибн Халдуна о государстве и политике, изложенного в трактате "Мукаддима" ("Введение"). Выявление "естественных законов" становления, развития и падения государства. Государство как проявление, критерий и форма "цивили-зации". Этапы развития государства. Анализ исторической эволюции халифата. Халифат и монархия. Этапы развития мусульманского государства. Классификация форм правления. Определение халифата. "Закон" халифата. Суверенитет халифата. Политическое учение Ибн Халдуна – вершина в развитии мусульманско-правовой политической теории.
Политические и правовые идеи исламской реформации конца XIX в. Ради-кальный пересмотр традиционных мусульманских политических представлений. Поли-тико-правовые воззрения Джемаль ад-Дина аль-Афгани (1839 – 1897). Общий подход к исламу. Отношение к политическому объединению мусульман. Поиски лучшей модели государства. Основы идеального общественного и политического строя. Отношение к ис-пользованию арабами европейских политических идей и институтов. Идея суверенитета нации. Основная идея классической мусульманской концепции власти. Влияние ислама на политико-правовые воззрения аль-Афгани. Взгляды аль-Афгани на шариат. Понимание природы мусульманского права. Идея свободы иджтихада. Главное требование, предъ-являемое к любой организации власти.
Разработка реформистского подхода к политико-правовой проблематике, ислам-ской власти и шариату Мухаммедом Абдо (1849 – 1905). Отстаивание идеи реформации ислама. Представления о природе исламской власти. Характер исламского государства. Принципы справедливого государственного устройства. Истоки и назначение права. Шариат и фикх.
Развитие мусульманской теории государства в XX в. Теоретико-религиозные аргументы в пользу возрождения халифата. Мухаммед Рашид Рида (1865 – 1935). "Халифат, или Великий имамат" (1922). Характер власти главы мусульманского госу-дарства. Взаимоотношения халифа и консультативного совета. Концепция халифата Рашида Риды и классическая мусульманская политическая теория. Теория мусульманского государства Али Абдель Разека (1888 – 1966). "Ислам и основы власти" (1925). Возра-жения против теории "обязательности халифата". Религиозное лидерство и политическое руководство общиной. Форма мусульманского по сущности правления.
Основные течения мусульманской политической мысли в XX в. Политизация ислама.
Ислам и права человека. Арабская хартия прав человека (1994). Исламский подход к правам человека.
Литература:
Источники:
1. Коран / пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. – М., 1986.
|
|
2. Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: в 3 ч. –
Ч.1: Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия. Античная философия.
Средневековая философия. Арабская философия. Философия эпохи Возрождения.
Европейская философия Нового времени. – М., 1997.
3. Аль-Фараби, Абу-Наср. Афоризмы государственного деятеля / Абу-Наср Аль-Фараби
// Аль-Фараби, Абу-Наср. Социально-этические трактаты / Абу-Наср Аль-Фараби. –
Алма-Ата, 1973.
4. Аль-Фараби, Абу-Наср. Трактат о взглядах жителей добродетельного города /
Абу-Наср Аль-Фараби // Аль-Фараби, Абу-Наср. Философские трактаты /
Абу-Наср Аль-Фараби. – Алма-Ата, 1970.
5. Ибн-Сина, Абу-Али. Избранные философские произведения / Абу-Али Ибн-Сина. –
М., 1980.
6. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX –
XIV вв. – М., 1961.
7. Литература Востока в средние века / под ред. Н.Сазановой. – М., 1996.
8. Абдо, Мухаммад. Тафсир ал-Манар (“Толкование Корана "ал-Манар"”) / Мухаммад
Абдо // Хрестоматия по исламу / пер. с араб.; сост. и отв. ред. С.Прозоров. – М., 1994. –
С.78-80.
Учебники и учебные пособия:
9. Графский, В.Г. История политических и правовых учений: учебник /
В.Г.Графский. – М.: Проспект: Велби, 2005.
10. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Е.А.Воротилин,
О.Э.Лейст, И.Ф.Мачин и др.; отв. ред. О.Э.Лейст. – М.: Зерцало-М, 2004.
11. История политических и правовых учений: учебн. для вузов по спец. и направл.
"Юриспруденция" / В.Г.Графский, Н.М.Золотухина, Л.С.Мамут, Л.Р.Сюкияйнен;
под общ. ред. В.С.Нерсесянца. – М.: Норма, 2004..
12. История политических и правовых учений: учебник для студентов высших
учебных заведений, обуч. по спец. "Юриспруденция" / Н.М.Азаркин и др.;
под общ. ред. О.В.Мартышина. – М.: Норма, 2006.
13. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов /
В.С.Нерсесянц. – М.: Норма, 2005.
14. Барковская, Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура: учебное пособие /
Е.Ю.Барковская. – М., 2001.
15. Васильев, Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и
|
|
общество): учеб. пособие для вузов / Л.С.Васильев. – М.: Высшая школа, 1983. –
С.99-173. (Школы исламского права (мазхабы). Ислам: направления, течения, секты.
Суфизм. Ваххабиты. Оппозиционный ислам (шииты). Трансформация ислама. Рефор-
мационные движения в исламе. Ваххабизм на рубеже XVIII – XIX вв. Модернизация
ислама. Панисламизм. Аль-Афгани. Мухаммед Абдо. Исламский национализм.)
16. История философии: учебник / под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001. – С.140-144.
17. История философии в кратком изложении: пер. – М., 1991. – С.242-248.
18. Фролова, Е.А. История средневековой арабо-исламской философии: учеб. пособие /
Е.А.Фролова. – М.: ИФРАН, 1995. – 175 с.
Исследования:
19. Али-заде, А. Божественная и земная власть в исламском мировоззрении /
А.Али-заде. – Баку: Адильоглу, 2004.
20. Бартольд, В.В. Ислам и культура мусульманства / В.В.Бартольд. – М., 1992.
21. Бартольд, В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском
государстве / В.В.Бартольд // Бартольд, В.В. Собр. соч.: в 9 т. / В.В.Бартольд. –
Т.6. – М., 1966. – С.303-319.
22. Боронбеков, С. Основные ценности ислама – объекты охраны шариата / С.Боронбеков //
Государство и право. – 2003. – № 2. – С.92-100.
23. Великие мыслители Востока: Выдающиеся мыслители, философские и религиозные
произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира / пер. с англ.;
под ред. Яна П. Мак-Грила. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С.550-650.
24. Грязневич, П.А. Ислам и государство (К истории государственно-политической
идеологии раннего ислама) / П.А.Грязневич // Ислам: Религия, общество,
государство. – М., 1984. – С.189-203.
25. Игнатенко, А.А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-
исламских философов средневековья / А.А.Игнатенко. –М., 1989.
26. Игнатенко, А.А. Ибн-Хальдун / А.А.Игнатенко. – М., 1980.
27. Игнатенко, А.А. Как жить и властвовать: Секреты успеха, добытые в старинных
арабских назиданиях правителям / А.А.Игнатенко. – М., 1994. (Аль-Маварди.)
28. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М., 1985.
29. Касымжанов, А.Х. Абу-Наср аль-Фараби / А.Х.Касымжанов. – М., 1982.
30. Керимов, Г.М. Учение ислама о государстве / Г.М.Керимов // Мировой опыт
государственно-церковных отношений. – М., 1999. – С.292-309.
31. Кирабаев, Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (Эпоха
средневековья) / Н.С.Кирабаев. – М., 1987.
32. Мец, А. Мусульманский Ренессанс / А.Мец. – М., 1996.
33. Пиотровский, М.Б. Коранические сказания / М.Б.Пиотровский. – М., 1991.
34. Прозоров, С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти /
С.М.Прозоров // Ислам: Религия, общество, государство. – М., 1984. – С.204-211.
35. Сагадеев, А.В. Ибн-Рушд Аверроэс / А.В.Сагадеев. – М., 1973.
36. Сагадеев, А.В. Ибн-Сина / А.В.Сагадеев. – М., 1985.
37. Смирнов, А.В. Великий шейх суфизма / А.В.Смирнов. – М., 1993.
38. Сюкияйнен, Л. Мусульманское право: вопросы теории и практики /
Л.Сюкияйнен. – М., 1986.
39. Фадеева, И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке: Средневековье и новое
время / И.Л.Фадеева. – М., 1993.
40. Кириллина, С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX –
начало XX в.) / С.А.Кириллина. – М., 1989.
41. Левин, З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли
в Сирии и Египте (Новое время) / З.И.Левин. – М., 1972.
42. Абазов, Р.Ф. Исламское возрождение в центральноазиатских новых независимых
государствах / Р.Ф.Абазов // Полис: Политич. исследования. – 1995. – № 3. – С.61-67.
43. Абдул-Хамид Абдулла Мухамед. Проблема построения гражданского общества
в мусульманских странах / Абдул-Хамид Абдулла Мухамед // Социальные и
социокультурные процессы в современной Беларуси: социологический анализ:
сб. науч. трудов. – Минск, 2002. – Выпуск 4. – С.382-385.
44. Абдула Махамед Номан. Палiтычная культура дзяржаў Аравiйскага паўвострава /
Абдула Махамед Номан // Весцi Нац. АН Белар. – Сер. гуманiт. навук. – 2001. – № 4. –
С.19-22.
45. Адди, Л. Исламский вызов: [О роли религиозных орг. в установлении политического
режима в Алжире] / Л.Адди // Век XX и мир. – 1994. – № 7-8. – С.119-131.
46. Акаев, В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе / В.Х.Акаев. – М., 1999. – С.1-22.
47. Алi Каiд Алi Махамед. Iсламскi шарыят як дзяржаўная iдэалогiя / Алi Каiд Алi
Махамед // Весцi Нац. АН Беларусi. – Серыя гуманiтар. навук. – 1998. – № 3. – С.37-42.
48. Афанасьев, Н.Н. Идеология терроризма / Н.Н.Афанасьев // Социально-гуманитарные
знания. – 2001. – № 6. – С.205-219.
49. Василенко, И.А. Политические процессы на рубеже культур / И.А.Василенко. –
М., 1998.
50. Добаев, И. Неправительственные религиозно-политические организации исламского
мира / И.Добаев // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 4. –
С.91-97.
51. Добаев, И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика /
И.П.Добаев. – Ростов-на-Дону, 2001.
52. Добаев, И.П. Северный Кавказ: традиционализм и радикализм в современном
исламе / И.П.Добаев // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. –
№ 6. – С.21-30.
53. Жданов, Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В.Жданов. – М.: Междунар.
отношения, 2003.
54. Казанцев, А.А. "Ваххабизм": опыт когнитивного анализа иститутов в ситуации
социокультурного кризиса / А.А.Казанцев // Полис: Политические исследования. –
2002. – № 5. – С.96-109.
55. Кошелев, В.С. Ислам на пороге XXI в. / В.С.Кошелев // Теорет.- методол. проблемы
истор. познания: материалы к междунар. научной конференции, Минск, 1-2 февраля
2001 г.: в 2 т. – Т.1. – Минск, 2000. – С.196-198.
56. Малышева, Д.Б. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного
мира / Д.Б.Малышева // Мировая экономика и международные отношения. –
1999. – № 7. – С.108-117.
57. Мирский, Г.И. "Политический ислам" и западное общество / Г.И.Мирский //
Полис: Политические исследования. – 2002. – № 1. – С.78-86.
58. Поляков, К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма /
К.И.Поляков. –М., 2001.
59. Рыбаков, В.В. Ислам и гражданское общество / В.В.Рыбаков // Мировая экономика
и международные отношения. – 1996. – № 8. – С.95-104.
60. Сапронова, М.А. Реформирование политико-правовой системы Алжира и проблема
исламского экстремизма / М.А.Сапронова // Право и политика. – 2001. – № 6. – С.32-42.
61. Современный ислам. Проблемы исламоведения: сб. обзоров / предисл. А.В.Сагадеева;
ред.- сост. А.В.Сагадеев. – М.: ИНИОН РАН, 1992. – Вып.2.
62. Социально-политические представления в исламе. – М., 1987.
63. Титоренко, В.Е. Западные ценности и исламский мир / В.Е.Титоренко //
Свободная мысль. – 1996. – № 3. – С.66-72.
64. Хатами, Мохаммад. Ислам, диалог и гражданское общество / М.Хатами. – М., 2001.
65. Ярлыкапов, А.А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе / А.А.Ярлыкапов. –
М., 2000.
66. Абашидзе, А.Х. Арабская хартия прав человека / А.Х.Абашидзе, Ибрагим Ахмед
Абдалла // Известия высших учебных заведений. – Сер. Правоведение. – 2000. – № 1. –
С.196-200.
67. Абдул-Хамид Абдулла Мухамед. Проблема прав человека в свете исламского
возрождения / Абдул-Хамид Абдулла Мухамед // Социальные и социокультурные
процессы в современной Беларуси: социологический анализ: сб. науч. трудов. –
Минск: Совр. слово, 2001. – Выпуск 3. – С.320-321.
68. Анвер Абдулнур Радман. Культурный релятивизм в сфере прав человека:
европейская и арабо-исламская модели / Анвер Абдулнур Радман // Социальные
и социокультурные процессы в современной Беларуси: социологический анализ:
сб. науч. трудов. – Минск, 2002. – Вып.4. – С.362-368.
69. Белякович, Н.Н. Теоретико-методологические проблемы прав и свобод человека /
Н.Н.Белякович // Право и демократия: сб. науч. тр. – Выпуск 11. – Минск: БГУ, 2001. –
С.30-42.
70. Белякович, Н. Международные стандарты в области прав человека: реальности и
мифы / Н.Белякович // Беларусь і свет: Альманах. – Т.VI. – Минск, 2004. – С.74-82.
71. Евменов, Л. Проблемы международной идеологии прав человека: принципы и импе-
ративы / Л.Евменов // Белорусский журнал международного права и международных
отношений. – 1998. – № 5. – С.15-24.
72. Максименко, В.А. Категория прав человека в мусульманском праве / В.А.Макси-
менко // Вестник Московского ун-та. – Серия 11. Право. – 2004. – № 2. – С.85-94.
73. Малевич, Ю.И. Незападная концепция прав человека / Ю.И.Малевич // Белорусский
журнал международного права и международных отношений. – 1998. – № 5. – С.26-33.
74. Рыжкова, Е.А. Основные направления развития законодательства Туниса о личном
статусе / Е.А.Рыжкова // Московский журнал международного права. – 2000. – № 3. –
С.220-238.
75. Тарик Ахмед Абади. Проблемы реализации концепции прав человека в Йемене
на современном этапе / Тарик Ахмед Абади // Вести Института современных знаний. –
2004. – № 1. – С.12-15.
76. Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне /
М.А.Хашими. – М., 2000.
77. Шестаков, Л.Н. Ислам и права человека / Л.Н.Шестаков // Вестник Моск. ун-та. –
Серия 11. Право. – 1997. – № 5. – С.60-68.
Словари:
78. Али-заде, А. Исламский энциклопедический словарь / А.Али-заде. – М.: Ансар, 2007.
79. Ислам: энциклопедический словарь / под ред. Г.В.Милославского. – М., 1991.