АК ОРДА (XIII-XV вв.)

Хунну

В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувшего народа ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством. Гунны во главе с Атиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало великому переселению народов. Все это знакомые события европейской истории. Менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну или сюнну15.

В источниках сохранились сведения о взаимоотношениях хунну кангюями.

В 55 г. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части — южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз Нур властелин северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы а соседние племена усуней. Во враждебных отношениях с Чжичжи находился Китай, особенно после того, как тот приказал убить китайского чиновника и посла. Острое соперничество происходило между ним и главой южных гуннов. В этих условиях для Чжичжи оказалось своевременным предложение владетеля государства Кангюй, которое находилось на берегах Сырдарьи, о союзе и совместной борьбе с государством Усунь. Он пригласил Чжичжи свои восточные владения — в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал шаньюю в жены свою дочь, подарил несколько тысяч верблюдов, ослов, лошадей. Кангюйский владетель надеялся, что Чжичжи вскоре разобьет армию усуней, захватит их владения в долине Или и Чу. Однако Чжичжи не смог разгромить усуней. Назревал конфликт между ним и обманувшимися в своих надеждах кангюй-скими аристократами. Вскоре произошел разрыв. По словам летописцев, шаньюй отказался подчиниться обычаям кангюйцев, «в гневе убил дочь кангюйского князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа, или же бросал их в реку Далай (Талас)». За это Чжичжи был изгнан из ставки кангюйского владетеля и ушел в верховья Таласа, где стал строить себе город.

Усиление Чжичжи и его продолжающиеся набеги на усуней серьезно беспокоили Китайскую империю. Попытка нейтрализо­вать Чжичжи дипломатическим путем не увенчалась успехом, и китайцы стали готовиться к войне.

Вскоре китайское войско выступило в поход. Оно двигалось двумя путями. Войска соединились у стен города Чжичжи.

Несмотря на героическое сопротивление гуннов, китайцы сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, ворвались в город, захватили цитадель. Чжичжи с приближенными был пленен вместе с многочисленной родней, сыновьями, женами и именитыми князьями в количестве 1518 чел. Все они были обезглавлены16.

Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в. н. э. они появились в Европе.

По мнению большинства исследователей, хунну были протюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой половины I тыс. н. э. меняется антропологический тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.

Хозяйство хунну. Главную роль в жизни хунну играло скотовод­ство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадников, но и снабжали пищей. Они были выносливы, легко взбира­лись на горные кручи и преодолевали водные преграды. «В восхождении на склоны гор и спуске с них при входе в горные реки и выходе из них лошади Серединного царства уступают сюннуским», — писал китайский сановник Чао Ко.

Система хозяйства хунну может быть названа первобытным, или экстенсивным скотоводством. У них существовала оседлость и земледелие. В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли».

Охота также играла в жизни гуннов большую роль. Об этом источники сообщают: «Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу... По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование».

Ремесла и торговля. О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.

Общество хунну. В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у хунну было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день, под названием «сюй» приносили жертву духу неба... на сих собраниях начальники поколений рассуждали о государствен­ных делах, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов». Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых обществен­ных отношений. В основе этого процесса лежало развитие произ­водства и производственных отношений. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие инозем­ные товары, найденные при раскопках, свидетельствуют о возро­сших потребностях верхушки общества.

Источники сообщают о существовании среди хунну частно-семейной и личной собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю. «Каждый тоже, — говорится в источни­ках, — имеет выделенный участок земли», которые, как полагают некоторые исследователи, несомненно, относятся к индивидуаль­ным хозяйствам17.

У хунну имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных и населения подвластных областей. Они использо­вались в качестве домашней прислуги, в качестве пастухов, ремес­ленников и землепашцев.

Письменные источники сообщают также о форме власти и в хуннском обществе. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли князья, носившие общее название темников. По свидетельствам письменных источ­ников, они являлись сыновьями, братьями или близкими род­ственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упомина­ние о налогах, как средстве эксплуатации низов.

Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности, знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.

Билет 17 ---------- Средневековая городская культура (ІХ-XII вв.)

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:
1. Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи - округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
2. Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
3. Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун.
Города Казахстана. Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" - дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие.
Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он,-большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная".
Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений.
Наиболее известен на Востоке Тараз. Как большой город впервые упоминается в источниках, датированных VII в. Он встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Туркешского и Карлыкского каганатов, был столицей Караханидского государства.
Тараз был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения - Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.
Благоустройство и структура города. Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани.Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв.м. Строились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI вв. приписывали росписям гигиенические свойства. Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн-Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должна быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов.
Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными.
Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения.
Археологи выявили также остатки замков, строившихся большей частью в округе городов, в горных ущельях. Замки отличались от обычных поселений более сложными сооружениями, которые назывались "корган" (оборона, защита).
В X-XII вв. в Казахстане отмечался быстрый рост городов и людских поселений.
О развитии городов того времени свидетельствует появление мнументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, К|рахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сфылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральны Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зичеством предшествующего времени. Материалом для постройки Дмов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дере-в) Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовы-ваись фигурными терракотовыми плитками.
В заключение выделим несколько основных моментов, особен-нстей городов средневековья Казахстана:
во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с мгевым миром и не могли существовать без последнего;
во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пстбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, шлетних кочевьях:
в-третьих, города возникли прежде всего как административно-ттрговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или на Рри. Величина и значение города определялись не только удобным мстоположением, но и административной ролью.
Так, Баласагун сохранял свое значение благодаря тому, что з"сь последовательно располагались столицы Западно-Тюркского, Крлыкского и Кара-киданского государства, а Сыгнак стал круп-н"м центром после того, как превратился в ставку восточно-кыпчкских ханов.
Таким образом, Казахстан в средние века был одним из ргионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой продской жизни, развивающейся под влиянием Согда и Маверан-нифа, с одной стороны, и культуры кочевников - с другой.

Билет 18--------------- Проанализируйте труды ученых и мыслителей тюркского периода: Абу Насыр аль-Фараби, Ахмет Яссауи, Райхан Бируни, Ибн Сина и др.

Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата).

Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона.

Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля.

Юсуф Баласагуни воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом.

Ахмед Иугнеки. Его единственная книга «Хибат ул-Хакайк» («подарок истины»). Родился в конце 12 в. Изучал богословие и арабский и персидский языки. Основные мысли его книги – польза знания, основы морали и человечности. В ней отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана.

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.

«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. «Лекарственные средства» написан во время первого посещения

Хамадана Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Билет 19-------------- Опишите улусы найманов и кереитов. Улус найманов. В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Вполне возможно, что они имели смешанный этнический состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значение термина “найман” раскрывается с позиции монгольского языка и означает “восемь”, по числу племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый в древнетюркских надписях союз племен “секиз-огузов” исследователями отождествляется с найманами. В VIII в. племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.

Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры.

Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитаями и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.

Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Отдельные факты наводят на мысль 'о наличии генетической связи между кереитами и канглы.

Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской ставкой, войсками и дружиной.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

К концу XII в. произошло политическое возвышение Темучина, который, разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соединились с группами кереитов и меркитов.

В 1211 г. Кучлук и союзные с ним ханы пленили гурхана и лишили его власти. Через два года последний гурхан Чжилугу скончался. Государство каракитаев перестало существовать. Менее чем вековое существование государства каракитаев не повлияло сколько-нибудь заметно на экономику, общественную жизнь и культуру края.

Билет20----------- Завоевание территории Казахстана и Средней Азии монголами.

Захватнические войны Чингисхана были обширными, включая завоевание Западной Азии и Восточной Европы. Поход на земли Казахстана и Средней Азии был лишь звеном в общей цепи военной политики Чингисхана. Тем не менее, он придавал походу в мусульманские страны большое значение и готовился к нему с особой тщательностью!

Весть о победах, одержанных Чингисханом в Китае (1215 г.) поразила массу толков в Средней Азии. Хорезмшах проверить слухи и получить достоверные сведения об этом завоевании отправил в Монголию посольство. По рассказу ин-Насави, во главе посольства стояли три мусульманина: Махмуд из Хорезма, Али-Ходжа из Бухары и Юсуф Конка из Отрара. Весной 1218 года посольство Чингисхана прибыло в Бухару. Послы передали подарки и письмо Чингисхана, в котором хан предлагал заключить мирный договор с гарантиями безопасности торговых отношений между обоими государствами. Хорезмшах поддержал мирный договор.После возвращения послов Чингисхан отправил в среднюю Азию торговый караван.Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, нагруженных золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, было 450 человек. Многолюдный караван прибыл в середине 1218 года в город Отрар.

Наместник Хорезмшаха в Отраре Каир-хан караван предал разграблению, купцов, а также ханских послов приказал перебить. Чингисхан пришел в ярость и снарядил к Мухаммеду II второе посольство с требованием выдачи ему Каир хана. Хорезмшах не только не исполнил требования хана, но велел убить неповинных послов. Война стала неизбежной.

К началу войны Чингисхан собрал большое войско. Точная численность его неизвестна; считается число 120-150 тысяч человек.

В 1219 году Чингизхан лично выступил в поход со всеми своими сыновьями и с главными военными силами. Армия завоевателя была разделена на несколько частей. Одной командовали его сыновья Чагатай и Угэдэй, оставленные отцом осаждать Отрар; вторую возглавил старший сын — Джучи. Его основной целью было завоеваниеСыгнака и Дженда. Третья армия была направлена на Ходжент. Основные силы под предводительством Чингисхана и его сына Толуя должны были захватитьСамарканд.

Осада Отрара силами нескольких туменов началась в сентябре 1219 года и продолжалась около пяти месяцев. Кайыр-хан, зная, что монголы не пощадят его, отчаянно защищался. Предательство одного из военачальников ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все её защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр-хан казнен, а город после разграбления сравняли с землей. Пленники (хашар) из Отрара затем были использованы при штурме Ходжента и Самарканда.

Отряды Джучи, совершавшие походы по Сырдарье, весной 1220 года подошли к Сыгнаку. Осада его продолжалась семь дней, после чего монголы ворвались в город и разрушили все его крепостные сооружения. За короткий срок монголам подчинились Узген, Барчынлыкент и Дженд. 10-тысячный отряд взял Янгикент и направился в низовья Сырдарьи[5], мобилизовал там 10 тыс. туркмен. Они восстали, были частично разбиты, а частично отступили на юг, в направлении Мерва. Основные силы Джучи расположились в районе Дженда.

В 1220 году третья армия численностью 5 тыс.чел. взяла Бенакент и окружила Ходжент, тоже расположенный на Сырдарье. В течение осады численность монгольского войска увеличилась до 20 тыс. чел., численность используемых при осаде пленных — до 50 тыс. чел. Тимур-Мелик, руководивший обороной островной крепости, отплыл вниз по Сырдарье. Монголы организовали преследование, а когда Тимур-Мелик достиг района расположения войск Джучи, он был вынужден высадиться на левый берег реки и смог с боем уйти от преследования, затем убить монгольского наместника в Янгикенте.

Четвертая армия, возглавляемая самим правителем монголов и его сыном Толуем, подошла к Бухаре (гарнизон по разным данным 3 тыс. или 20 тыс. чел.), которая после короткой осады попала в руки монголов в марте 1220 года. Жители подверглись жестоким насилиям, а город был разграблен, разрушен и сожжён монголами, пленники были отправлены на осаду Самарканда. Оставив Бухару в руинах, Чингисхан по долине Согдианы направился к Самарканду (гарнизон по разным данным 40 тыс. или 110 тыс. чел.; 20 боевых слонов). На третий день часть духовенства открыла ему ворота и без боя сдала город. 30 тысяч воинов-канглов, бывшие опорой хорезмшаха Мухаммеда и его матери Туркан хатун были казнены монголами.[6]

Так же поступили и в городе Балхе. Но ни в том, ни в другом случае добровольная сдача не спасла жителей города от насилия и грабежа. По данным китайского паломника Чан Чуня, от 400 тысячного населения города Самарканда осталось в живых всего лишь 50 тысяч.

Без боя проигравший войну и не имеющий поддержки Мухаммед бежал на один из пустынных островов Каспийского моря, где в деревушке Астара и умер в феврале1221 года, передав власть своему сыну Джелал-ад-Дину. Три тумена во главе с Джэбэ, Субэдэй-багатуром и Тохучар-нойоном преследовали Мухаммеда. Проходя через владения Хан-Мелика, Тохучар в нарушение предварительной договорённости начал грабить и брать в плен жителей, в результате чего был отозван Чингисханом и понижен в должности.

Дальше Самарканда Чингисхан не пошёл, а отправил Толуя с 70-тысячной армией на покорение Хорасана, а в начале 1221 года 50-тысячная армия Джучи, Чагатая и Угэдэя подступила к столице Хорезма — городу Ургенчу. После семимесячной[7][8] осады монголы взяли его, разгромили, а жителей увели в плен. Затем Чингисхан дал поручение Джучи продолжить завоевания в Восточной Европе[9], где его войска должны были соединиться[10] с посланными туда Джэбэ и Субэдэем, но тот уклонился от его выполнения.

Билет21-------------- В 1227 г. умер Чингиз-хан. Дата смерти Джучи не указывается, согласно источнику XV в. «Шаджарат ал-атрак», он умер за 6 месяцев до смерти отца, т.е. в феврале 1227 г. Преемником Джучи стал его сын Бату (Батый). Им были предприняты походы на территорию Западного Дешт-и Кыпчака, в земли волжских булгар и далее на запад. В итоге семилетнего похода (1236-1242) под властью Батыя оказались земли к западу от Волги до низовий Дуная, включая Крым, Северный Кавказ, западно-кыпчакские (половецкие) степи. Вернувшись в низовья Волги, Батый основал новое монгольское государство, получившее впоследствии название Золотая Орда. В него вошли территория улуса Джучи – Восточный Дешт-и Кыпчак, т.е. степные районы Казахстана к западу от верховий Оби и Иртыша, до низовий Волги и Амударьи, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на западе. В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Батыя русские княжества. Русские князья признавали зависимость от Золотой Орды, получали из рук её ханов «ярлыки на княжение», выплачивали дань, но сохраняли относительную самостоятельность.

Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племён и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу кочевников в степях Дешт-и Кыпчака составляли тюркские племена, главным образом кыпчаки, а также канглы, карлуки, найманы и многие другие. В оседлых областях Золотой Орды жили булгары, мордва, русские, греки, черкесы, хорезмийцы и т.д. Собственно монголы составляли в ней незначительное меньшинство. К рубежу XIII-XIV вв. монголы фактически тюркизировались, население Золотой Орды стало называться этнонимом «татары».

Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай (общее собрание знати во главе с членами правящей династии в золотой орде)

Золотоордынское войско делилось на правую и левую руку (или правое и левое крыло), командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбасы (сотники), онбасы (десятники). Военные чиновники - бакаулы занимались распределением военного содержания, продовольствия, добычи и т.д.

В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоёванными землями и народами. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении великого монгольского хана. Но к 1260 г. Монгольская империя распалась на фактически независимые улусы. Золотая Орда уже при Беркехане (1256-1266), брате Бату, стала самостоятельным государством. Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV в., особенно при Узбек хане (1312-1342) и его преемнике хане Джаныбеке (1342-1357). Усилие власти ханов нашло свое выражение в прекращении созыва курултаев и в некоторой централизации власти. В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией Золотой Орды.

Уровень общественного и культурного развития населения Золотой Орды был различным. У кочевого населения господ­ствовали полу патриархальные, полуфеодальные отношения, в оседло-земледельческих - феодальные. Положение народа было тяжелым, так как он находился под двойным гнетом. Население платило налоги хану и местным феодалам. Первоначально до­ходы, поступившие от скотоводов и земледельцев, шли в хан­скую казну.

Крестьяне-земледельцы платили налог натурой за обрабатываемые ими участки («колан»), а крестьяне-кочевники платили налог «копчур». Ортакши, т.е. группы крестьян, совместно обрабаты­вающие землю, кроме платы налога занимались возделыванием земли в пользу феодалов. Население несло трудовые повинно­сти (строительство и ремонт, вьючные перевозки и т.д.).

Золотая Орда имела огромное значение в истории народов Евразии, оказав влияние на:

- становление государственности во многих регионах;

- усиление связи монголо-тюрко-славянских культур;

- закат эпохи Золотой Орды и начало новой истории на Евразийском континенте;

- прекращение длительных междоусобиц и завершение процесса объединения Руси, а также и Китая;

- стимулирование монгольскими властями развития тор­говли, международных связей, введения повсеместно системы почтовой службы;

- установление торговых и культурных связей между прежде далекими народами;

- закрепление по территории улусов торговых караванов, дипломатических миссий; путешественники отправлялись в да­лекие края и привозили в Европу сведения о странах и народах ранее неведомой Азии;

- привнесение монголами в степь идеи центральной вла­сти, объединение прежде неорганизованных племен;

- использование норм социальной организации и форм го­сударственности в ханствах, возникших на территории Казах­стана в послемонгольскую эпоху.

И высшей точкой развития, и началом кризиса кочевников, видимо, была Золотая Орда в эпоху своего расцвета. Затем на­чинается ее агония: ханы Орды беспрерывно воюют между со­бой, разоряют жилища соседей, угоняют к себе скот и людей. Образовавшиеся после распада Золотой Орды на ее терри­тории Крымское, Казанское, Сибирское, Астраханское ханства не ладили между собой, а позже сами пали под ударами уси­лившихся соседей.

Билет22---------- Золотая орда и деятельность ее правителей

Золотая Орда (Улус Джучи, самоназвание на тюркском Улу Улус — «Великое государство»[13]) — средневековое государство в Евразии.

В период с 1224 года по 1266 год находилось в составе Монгольской империи[14].

В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра.

Золотая Орда - государство, созданное на месте улуса Джучи. В период правления хана Боту территория Орды простиралась от Алтайских гор до реки Дунай. Вначале столицей был Сарай-Бату в нижнем течении Волги, затем - Сарай-Берке. Вначале государство в письменных источниках именовали улусом Джучи. В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце XVI века. В летописи «Шынгыснаме» (XIV в.) изложена легенда: Чингисхан разделил владения между тремя внуками от Жошь: Бату, Еженом и Шайбаном, которые получили в наследство Золотую, Синюю и Белую Орды. Золотая Орда состояла из нескольких самостоятельных улусов. Между ними не существовало тесных связей. Создатель Золотой Орды хан Бату управлял государством в 1227-1255 годах. Он покровительствовал строительству мечетей и считался защитником мусульман. Персидский историк Джувейни писал: «В Орду приезжали торговцы из многих стран. Хан Бату заботился о закупке всех товаров по высокой цене». В русских летописях имеются сведения, что Бату особое внимание уделял развитию городов. Бату в 1235 году участвовал во всемонгольском курултае и принял решение о походах на Запад. Эти походы длились 7 лет (1236-1242 гг.). В результате походов Бату народа Северного Кавказа, Крыма, русские княжества, некоторые государства Восточной Европы признали зависимость от Золотой Орды и вынуждены были платить ей дань. В политическом и экономическом отношениях Золотая Орда бурно развивалась в период правления ханов Берне и Узбека. В годы правления Берке укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В 1262 году хан Золотой Орды Берке направил к Бейбарысу своего посла.Развивались военные, торговые, религиозные и культурные связи. Обособление Золотой Орды началось после смерти монгольского хана Монке. При Золотая Орда стала независима от Монгольской империи. Берке принял исламскую религию- использовал ислам для укрепления связей с мусульманскими странами. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ. Менгу-Темир в 1271 году предпринял похода против Византии, которая препятствовала отношениям Золотой Орды с Египтом. Мирный договор способствовал установлению торговых отношений с городами Средиземноморья, что открыло путь для развития связей и с тюркоязычными народностями Крыма. Золотоордынский военачальник Ногой совершал завоевательные походы на соседние народы. Так было положено начало созданию в будущем Ногайской Орды. Хан Тахты хан оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа укрепил отношения с египетским Мамлюкским государством. Своего расцвета Золотая Орда достигла в период правления Узбека и Жаныбека. В 1312 г. в период правления Узбек хана исламская религия была объявлена государственной в Золотой Орде. В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло двадцать ханов. Войска Золотой Орды во главе с ханом Мамаем в 1380 году потерпели поражение на Куликовом поле от русских дружин князя Дмитрия Донского. Воспользовавшись этим, потомок Джучи - Тохтамыш хан захватил власть в Золотой Орде. Он совершил походы на русские земли, сжег Москву, вторгся в Мавераннахр и на Кавказ. Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению. Таким образом, к середине XV века Золотая Орда распалась на Белую и Ногайскую Орды. Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства. Право на престол имели только потомки Чингисхана - чингизиды. Ханская власть передавалась по наследству: трон занимал брат или сын хана Каждый родственник хана имели право на определенную часть дани, которую в основном расходовали на со­держание ханского дворца и войска После принятия ислама ханы Золотой Орды делопроизводство вели с помощью тюркской и уйгурской письменности. Гражданскую власть на уровне государства и улусов осуществляли везиры. Государство состояло из улусов. Гражданская власть мел­ких владений находилась в руках местных правителей - маликов. Для контроля за сбором налогов назначались даруги, которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы. Военное руководство было в руках беков. Баскаки осуществляли военный надзор, иногда сбор налогов. Сами монголы, попав в среду и под влияние тюрков, были сильно тюркизированы, переняв их язык, стали принимать исламскую религию. Золотая Орда уже в XIV веке превратилась в мусульманское государство.

Билет 23---------

Доказать что ак орда первое этническое государство на территории казахстан

Начался исторический процесс формирования единой народности и ее государственности. На начальном этапе этого сложного периода в истории Казахстана произошел распад монгольских улусов, что привело к обособлению в этом регионе нескольких государств - Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Западно-Сибирского ханства.

Конечный этап ознаменован образованием собственно казахского государства -Казахского ханства.

АК ОРДА (XIII-XV вв.)

На территории Восточного Дешт-и-Кыпчака в XIII - начале XV вв. существовало государство -Ак Орда.

Ак Орда - первое крупное государственное образование на местной этнической основе в послемонгольский период на территории Казахстана. Основатель - Орда Еджен (1226-1280)

В XIV в. преемники Орда Еджена распространили свою власть и на улус Шейбана, т.е. фактически на всю территорию современного Казахстана, кроме Семиречья.

Столица - Сыгнак. Крупные города -И асы, Сауран, Жаркент.

Хан - титул правителя, из рода Орда Еджена.

• Территория разделилась на уделы. Удельные владетели - огланы.

• Беки, эмиры, бахадуры - титулы крупной кочевой знати.

• Население - состояло из тюркоязычных племен: кыпчаки, найманы, уйсуни, аргыны, карлуки, кереиты, канглы, конграты, мангыты и др.

• В оседлых районах существовали формы условного землевладения и собственности. В кочевых районах частная собственность на скот и сосредоточение в руках знати огромных стад, превращали знать фактически в собственника и пастбищных угодий, формально считавшихся общинным

Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в послемонгольский период в условиях постепенного хозяйственного возрождения, усиления позиций местной тюркской и тюркизи-рованной знати. Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшими в степях Казахстана, а также переместившимися сюда во время нашествия Чингисхана из восточныхрайонов. Среди последних были как тюркские роды и племена, так и тюркизирован-ные монгольские племена. Здесь обитали кыпчаки, найманы, уйсуны (ушуны), аргыны, карлуки, кереиты (киреи), канглы, конграты, ман-гыты и многие др.

Политическая история Ак-Орды характеризуется на первом этапе длительной борьбой за освобождение территорий Восточного Дешт-и Кыпчака из-под власти Золотой Орды, позднее вмешательством акордынских ханов в дела Золотой Орды, а на заключительном этапе своей истории — борьбой против агрессии правителя Маверан-нахра эмира Тимура иТимуридов. Окончательно порвать с номинальной зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIV в. ханам Ерзену и Мубарак-ходже (1320—1344 гг.). Значительно укрепилась Ак-Орда при хане Урусе, правившем в 60—70-х гг. XIV в. На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак-Орды от агрессии Тимура.
Государственное объединение Ак-Орда, фактически самостоятельное в политическом отношении, экономически независимое, с собственной внешнеполитической ориентацией, со своей династий-ной линией правителей-ханов, сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп, племен и народов на территории Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже XIV—XV вв.

Билет24--------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: