уновис: («Утвердители нового искусства») — авангардное художественное объединение, созданное К. С. Малевичем в Витебске. Объединение представляло собой ранний пример арт-группировки нового типа, созданной — что характерно для российского постреволюционного десятилетия — на базе госучреждения. Возникла эта группировка после того, как ректор новосозданной Народной художественной школы (позднее — Свободных художественных мастерских и, наконец, Витебского художественно-практического института) В. М. Ермолаева пригласила в 1919 Малевича для руководства живописной мастерской. Создатель супрематизма, приехав в Витебск, сплотил вокруг себя группу учеников (Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, Д. Якерсон, Л. А. Юдин, Н. И. Коган и др.), в число которых вошла и сама Ермолаева. Они устраивали выставки-обсуждения работ преподавателей и учеников, философские диспуты, активно участвовали в оформлении города к революционным праздникам. Впрочем, лояльность и даже «революционность» «уновисов» была политическим фасадом их супрематически-конструктивистской программы, полной независимого эстетического мистицизма, нацеленного на «создание чистого живописного образа» (как воплощения «нового сознания»), а не «утилитарных необходимостей» (Малевич, статья Уновис, 1921). Разного же рода дизайнерские разработки, в том числе и наглядный агитпроп, служили лишь педагогическими моделями этого идеала.
|
|
обмоху: Общество молодых художников (ОБМОХУ) — объединение молодых российских художников, существовавшее в 1919—1923 гг.
Основные участники:
· Карл Иогансон
· Константин (Казимир) Медунецкий
· Владимир Стенберг
· Георгий Стенберг
· Александр Замошкин
· Николай Денисовский
Творчество авторов ОБМОХУ — ранняя ступень русского конструктивизма.
Общество организовало четыре выставки (1919, 1920, 1921, 1923), в которых участвовали также А. В. Лентулов, А. М. Родченко, Г. Б. Якулов и др.
Наиболее значительным событием в деятельности ОБМОХУ стала его вторая выставка, состоявшаяся весной 1921 года в бывшем «Салоне К. Михайловой»
инхук: Институт художественной культуры (1920—24), научно-исследовательская организация в области искусства и творческое объединение живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Организован в Москве в марте 1920 при отделе Изо Наркомпроса. Имел устав и программу. За время существования И. неоднократно менялись общее направление его работы и организационная структура, обновлялись состав и руководство. Тесно связанный с рядом творческих, учебных и научно-исследовательских организаций (Вхутемас, ЛЕФ), И. был своеобразным дискуссионным клубом и теоретическим центром. Первоначально его деятельность проходила под влиянием «левых» течений в изобразит, искусстве (беспредметничество и др.); ставилась задача исследования формальных средств различных видов искусства (музыки, живописи, скульптуры и др.) и особенностей их воздействия на зрителя (программа В. В. Кандинского.