Системный подход – единственная возможность познания многокачественных, многомерных, целостных явлений действительности.
Особый плюс подхода: интеграция знаний о сложном явлении, особенно имеющем междисциплинарный статус.
Минус: сложность постановки новых проблем
è адекватный подход к изучению сложного, многокачественного феномена – личности.
Системный подход к личности в психологии
è
Преодоление ограничений других подходов.
Подходы к изучению личности в психологической науке.
· Коллекционерский подход. Личность – некоторый набор качеств, свойств, особенностей. Задача психолога – каталогизация личностных свойств, выявление неповторимости их сочетания для конкретного человека. Ограничения подхода:
- Невозможность создания абсолютно полного каталога;
- Трудности работы с большим количеством параметров;
- Врожденные и приобретённые черты рядоположены, могут предъявляться вместе;
- Не позволяет найти информацию о происхождении черт, и как будут меняться, т.е. проблема происхождения и констатации.
|
|
· Структурный подход. Личность – биосоциальное существо, имеющее биологическую и социальную подструктуру. Задача психолога – выявление компонента личности, его отнесение к той или иной подструктуре. Ограничения подхода:
- Трудность выделения исключительно биологических и исключетельно социальных компонентов;
- Многие компоненты имеют биосоциальную природу (потребностно-мотивационная сфера);
- Биологическая не существует в личности в чистом виде, хотя в её структуру оно социализируется, и превращается в социальное.
· Системный подход. Личность – целостность, включающая разнокачественные, разнопорядковые (разноуровневые) связи между образующими её элементами. Задача психолога – выявление основных структурных компонентов личности, установление связи между ними, их описание.
8. Личность как предмет психологического исследования.
Как и в науке в целом в психологии проблема личности имеет междисциплинарный статус: разные науки (разные психологические отрасли) изучают личность с разных сторон.
Психология личности – молодая отрасль психологии
è необходимость определения предмета, цели, задач
Цель психологии личности – обобщение накопленного теоретического и эмпирического материала относительно проблемы личности с целью создания оптимальной и практически применимой общепринятой теории личности (предмет психологии личности).
Достижение этой цели осложняется наличием огромного количества разнообразных теорий
è необходимость согласования представлений о личности
|
|
è поиск общих конструктов.
Объединяющие признаки:
o В теориях личность предстает в виде гипотетической структуры (организации);
o Считается, что поведение человека организуется на уровне личности;
o Личность отвечает за устойчивость поведения, закрепляет его определённые формы;
o Подчёркивается значение индивидуальных различий на уровне индивида и личности;
o Личность характеризуется в эволюционном процессе (изменяется, развивается), на которые влияет как внутренние, так и внешние факторы.
Задачи психологии личности:
1. Исследование межиндивидуальных различий, характеризующих человека и отличающих его от других людей
2. Анализ структуры личности, её согласованности
3. Изучение взаимодействия биологического и социального в структуре и развитии личности
4. Определение движущих сил развития личности и механизмов её формирования
5. Исследование межличностных отношений как важного контекста развития личности.
9. Методы исследования и развития личности.
Каждая наука, в т.ч. психологическая, объектом которой выступает человек, имеет арсенал методов для его изучения.
Психология преимущественно использует методы других наук (в силу своей молодости), модифицируя под свой предмет исследования (психика à личность).
Методы психологии личности.
Методы могут быть направлены не только на изучения психических но личностных.
Наблюдение
Проблема личности:
- эмоциональная сфера: переживания, чувства и т.д.
- черты характера
- черты темперамента
Трудности:
- тяжело выявить причинно-следственные связи
- субъективность
- длительность
Эксперимент
- Темперамент
- Характер
- Мотивационная сфера (изучение иерархии мотивов, ценностей через проблему выбора)
- Эмоциональная сфера
- Способности
Беседа, интервью, анкетирование.
Для чего угодно, всё можно спросить.
Трудность – правдивость информации + возраст.
Тестирование.
Стандартизированные метод исследования.
Позволяет определить уровень развития качества, сопоставить оценки разных испытуемых.
- Тест-опросник
- Тесты-задания
- Проективные тесты
Проблемы:
- Объективность
- Социальная желательность
- Квалифицированность психолога (особенно проективные тесты)
Изучение продуктов деятельности.
Таким образом, психологические методы позволяют изучить личностные особенности человека, но необходимо учитывать следующие факторы:
- Возраст
- Правила этики
- Мотивация участия в исследовании
- Учет фактора социальной желательности
- Нормы (возрастные, патологические, индивидуальные, культуральные)
- Учет влияния самого исследователя
- Особенности самого человека (здоровье, эмоциональное состояние, физическое самочувствие)
- Неточная (неправдивая) информация, выдаваемая человеком.