Системный подход к анализу личности

Системный подход – единственная возможность познания многокачественных, многомерных, целостных явлений действительности.

Особый плюс подхода: интеграция знаний о сложном явлении, особенно имеющем междисциплинарный статус.

Минус: сложность постановки новых проблем

è адекватный подход к изучению сложного, многокачественного феномена – личности.

Системный подход к личности в психологии

è

Преодоление ограничений других подходов.

Подходы к изучению личности в психологической науке.

· Коллекционерский подход. Личность – некоторый набор качеств, свойств, особенностей. Задача психолога – каталогизация личностных свойств, выявление неповторимости их сочетания для конкретного человека. Ограничения подхода:

- Невозможность создания абсолютно полного каталога;

- Трудности работы с большим количеством параметров;

- Врожденные и приобретённые черты рядоположены, могут предъявляться вместе;

- Не позволяет найти информацию о происхождении черт, и как будут меняться, т.е. проблема происхождения и констатации.

· Структурный подход. Личность – биосоциальное существо, имеющее биологическую и социальную подструктуру. Задача психолога – выявление компонента личности, его отнесение к той или иной подструктуре. Ограничения подхода:

- Трудность выделения исключительно биологических и исключетельно социальных компонентов;

- Многие компоненты имеют биосоциальную природу (потребностно-мотивационная сфера);

- Биологическая не существует в личности в чистом виде, хотя в её структуру оно социализируется, и превращается в социальное.

· Системный подход. Личность – целостность, включающая разнокачественные, разнопорядковые (разноуровневые) связи между образующими её элементами. Задача психолога – выявление основных структурных компонентов личности, установление связи между ними, их описание.

8. Личность как предмет психологического исследования.

Как и в науке в целом в психологии проблема личности имеет междисциплинарный статус: разные науки (разные психологические отрасли) изучают личность с разных сторон.

Психология личности – молодая отрасль психологии

è необходимость определения предмета, цели, задач

Цель психологии личности – обобщение накопленного теоретического и эмпирического материала относительно проблемы личности с целью создания оптимальной и практически применимой общепринятой теории личности (предмет психологии личности).

Достижение этой цели осложняется наличием огромного количества разнообразных теорий

è необходимость согласования представлений о личности

è поиск общих конструктов.

Объединяющие признаки:

o В теориях личность предстает в виде гипотетической структуры (организации);

o Считается, что поведение человека организуется на уровне личности;

o Личность отвечает за устойчивость поведения, закрепляет его определённые формы;

o Подчёркивается значение индивидуальных различий на уровне индивида и личности;

o Личность характеризуется в эволюционном процессе (изменяется, развивается), на которые влияет как внутренние, так и внешние факторы.

Задачи психологии личности:

1. Исследование межиндивидуальных различий, характеризующих человека и отличающих его от других людей

2. Анализ структуры личности, её согласованности

3. Изучение взаимодействия биологического и социального в структуре и развитии личности

4. Определение движущих сил развития личности и механизмов её формирования

5. Исследование межличностных отношений как важного контекста развития личности.

9. Методы исследования и развития личности.

Каждая наука, в т.ч. психологическая, объектом которой выступает человек, имеет арсенал методов для его изучения.

Психология преимущественно использует методы других наук (в силу своей молодости), модифицируя под свой предмет исследования (психика à личность).

Методы психологии личности.

Методы могут быть направлены не только на изучения психических но личностных.

Наблюдение

Проблема личности:

- эмоциональная сфера: переживания, чувства и т.д.

- черты характера

- черты темперамента

Трудности:

- тяжело выявить причинно-следственные связи

- субъективность

- длительность

Эксперимент

- Темперамент

- Характер

- Мотивационная сфера (изучение иерархии мотивов, ценностей через проблему выбора)

- Эмоциональная сфера

- Способности

Беседа, интервью, анкетирование.

Для чего угодно, всё можно спросить.

Трудность – правдивость информации + возраст.

Тестирование.

Стандартизированные метод исследования.

Позволяет определить уровень развития качества, сопоставить оценки разных испытуемых.

- Тест-опросник

- Тесты-задания

- Проективные тесты

Проблемы:

- Объективность

- Социальная желательность

- Квалифицированность психолога (особенно проективные тесты)

Изучение продуктов деятельности.

Таким образом, психологические методы позволяют изучить личностные особенности человека, но необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Возраст
  2. Правила этики
  3. Мотивация участия в исследовании
  4. Учет фактора социальной желательности
  5. Нормы (возрастные, патологические, индивидуальные, культуральные)
  6. Учет влияния самого исследователя
  7. Особенности самого человека (здоровье, эмоциональное состояние, физическое самочувствие)
  8. Неточная (неправдивая) информация, выдаваемая человеком.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: