Основание российской академии наук. Культурные стереотипы

1. Теоретико-методологический или содержательный – содержание знания, трансформация знаний в рациональные, универсальные, обретает черты научного знания.

2. Институциональный (социальный) – появление особых институтов – на производство научного знания, научной среды и ее воспроизводство.

Институционализация науки начала происходить ранее. Проходила И. российской науки. В социологии институциональная теория. Институт – совокупность структур, норм, правил, как организовано. Институты могут вырастать и импортироваться. В результате в России импортировано, объективно обусловлено – низкий уровень грамотности, плохо развито книгопечатание, не было библиотек, исихазм – природа знаний, научное – второсортное знание, нет среды для роста науки. Наука – атрибут европеизации. Планы обдумывает с начала 18 века. Лейбниц – органическое создание науки: создать университеты —> академии. Петр отверг эту идею Лейбница – нет времени, заимствовать конечный продукт – Академию. В начале 1723 г. – начать подбор людей в Европе, заполнить академию наук. 22 января 1724 года – Сенат одобрил проект создания Академии. Поиски ученых в основном в Германии. В июне 1725 года приехали первые академики: Я.Герман, братья Бернулли… 17 сентября 1725 г – первое заседание АН – Конференции. 27 декабря - официально открыта АН, обставлено – как появление нового атрибута российской государственной жизни. Важные последствия: 1. Организационные (отражение в первом регламенте АН: подобие бюрократического учреждения, иерархия, расписаны все положения; принцип не более 10 академиков, по 1 на каждую отрасль знания – монополия на истину;) 2. Культурно-языковые (академическая наука воспринимается как немецкие штучки, столкновение двух типов сознания; вопрос языка науки – нужно встроиться в культуру, имеется терминология – может не быть в культуре; доступный язык культуры – поиск аналогов в русском языке – падение семантики: научный термин переводится обыденным словом; вопрос культурных стереотипов академической науки – из изучение древних текстов, формирование представлений о поле историографии, достойна изучения только древняя история – история России началась в Античные века).

Снижение продуктивности деятельности АН, нет дискуссий. Подмена научного общения бюрократическим общением (склокой и интригой). Академики пишут жалобы на других.

Работы историков немецкой и академической школы

Норманнская проблема как диалог историографических культур

Труды Татищева и Ломоносова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: