Познакомимся с первой крупной теорией личности, которая появилась в психологии. Автор – Уильям Джеймс. Его работы актуальны до сих пор, хотя датированы 100-летней давностью. С т.зр. Капутина подхода Джеймса к вопросу о личности самый продуктивный.
На базе этой теории можно провести интеграцию всех представлений по этому вопросу.
Свои представления о личности Джеймс начинает строить, отталкиваясь от описания одного из 4-х свойств сознания – (в его учебнике психологии это свойство указано первым); каждое состояние сознания есть часть личного сознания. Все состояния сознания, данные человеку в его самонаблюдении, сознаются как принадлежащие ему самому, или, иначе говоря, принадлежащие его Я.
Что представляет собой Я, которому принадлежат все сознаваемые человеком состояния сознания?
Первый ответ Джеймса: Я человека предстает перед нами, в нашем сознании двояким образом.
Во-первых, Я сознается как субъект сознания (тот, кому сознание принадлежит), который способен к акту познавания. Джеймс обозначает этот аспект Я как «просто Я» или «чисто Я». В философии Я как субъект сознания обозначается как дух, душа или трансцендентное Я. Джеймс в этом подходе демонстрирует отношение как к тайне мироздания.
|
|
Во-вторых, Я сознается человеком как объект сознания, который является результатом его же собственного акта сознавания. Это Я дано непосредственно в рез-те акта сознавания чистому Я.
В целом, феномен Я человека Джеймс обозначает «личность». При этом он делает существенное замечание, что личностью как предметом научного может быть только эмпирическое Я, которое обозначается Я-объект. Потому что научно мы можем изучать только те объекты, которые можем делать объектом наблюдения, а чисто Я – это всего лишь условие для наблюдения за нашим эмпирическим Я. Чистое Я существует, это условие для сознавания эмпирического Я, больше ничего сказать о чистом Я как об эмпирическом феномене мы сказать не можем. Поэтому наши научные знания о чистом Я этим ограничиваются. Это не мешает чистому Я быть под пристальным вниманием философии и религии.
Поэтому Джеймсом подробно разбирается тема применительно Я-объекту человека.
В сознании мы наблюдаем феномен Я. Это Я и есть личность. Это Я выступает в сознании двояким образом. См.схему.
|
Объект научного знания.
У Джеймса есть определение личности как «эмпирического Я».