2.1 Этапы развития славянского язычества
В XII в. были составлены интересные заметки о развитии языческих
верований у древних славян: «Слово о том, как языческие народы поклонялись
идолам и приносили им жертвы». Его автор разделил историю славянских
верований на три периода. Сначала славяне приносили жертвы упырям и
берегиням. Затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в
поздний период язычества они стали молиться Перуну.
Упыри и берегини — это злые и добрые местные боги. Упыри — это вампиры,
оборотни, русалки, лешие. Обычно это бывшие люди, умершие не своей смертью,
не погребенные и мстящие за это живым. С ними можно бороться, зная
охранительные обряды. Особенно часто упыри населяли отдаленные,
малопосещаемые места: леса и реки. В деревнях их искали в колодцах.
Христианские священники долго еще обвиняли крестьян, что они «жрут
(молятся) бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божествами.
До наших дней дошло, например, представление о домовом.
Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с развитием родового
строя и сельского хозяйства у славян. В Роде одновременно олицетворялись
силы плодородия земли и единство поколений людей. Ведь плодородие земли, по
верованиям славян, обеспечивают предки, и если земля не плодоносит, то
жертву надо приносить именно им. Языческое представление о единстве мира
проявлялось и в том, что способность человека производить потомство
считалась стимулирующей творческие силы природы. Поэтому весенние праздники
в честь Рода и рожаниц сопровождались всеобщим пьянством («не в закон, но в
упои») и непристойностями. На этой стадии развития языческих верований
появляются попытки изобразить богов в человекоподобном виде. Показательно,
что уже после принятия христианства крестьянки молились рожаницам наравне с
христианской Богородицей.
Клятва оружием, Перуном и Белесом известна уже из рассказа о договоре
911 г. между киевским князем Олегом (882— 912) и византийцами. С именем
князя Владимира (980—1015) связана попытка утвердить языческую религию в
качестве государственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил
рядом со своими теремами на холме деревянные идолы шести богов: Перуна,
Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.