Особенности образования государства восточных славян

Среди основных признаков древнерусского государства к концу 10 века выделяют такие как:

1. система данничества;

2. Данничество и близкие к нему формы зависимости одних коллективов от других, более сильных, особенно характерны для эпохи классообразования, но зарождаются они весьма рано. На полуострове Газель жители побережья обложили населявших внутренние районы байнингов различными натуральными повинностями. Аналогичные формы эксплуатации отмечены на островах Адмиралтейства, где племя моанум подчинило племена узнаи, и на острове Бугенвиль.

3. В ходе своего развития данничество и другие формы коллективной зависимости приобретали черты, сближавшие их с ведущей формой эксплуатации. Там, где подчиненные коллективы сливались и интегрировались с подчинившими, нередко возникали кастовые системы. Долго сохранявшаяся коллективная форма эксплуатации и различная степень отчуждения членов подчиненных коллективов от средств производства могли приводить к тому, что положение их с правовой и фактической стороны выглядело весьма своеобразно, сочетая черты рабской эксплуатации с зависимостью крепостнического типа (достаточно напомнить илотов в Спарте, пенестов в Фессалии, мноитов и войкеев на Крите, мариандинов в Гераклее Понтийской).

4. Несомненно, как крепостное право, так и зависимость другого рода не представляют из себя какую-либо специфическую средневековую феодальную форму. Мы видим их везде или почти везде, где воины-победители принуждают коренных жителей возделывать для них землю.

5. По вопросу о первичности той или иной формы эксплуатации существуют различные точки зрения. Если одни ученые считают рабство самой первой формой эксплуатации, то другие исследователи склонны усматривать ее не в рабовладении, а в эксплуатации рядовых общинников. Вероятно, здесь не может иметь место решение совершенно однозначное: в конкретных обществах процесс классообразования мог находить развитие по-разному, факторы же, благоприятствующие развитию тех или иных форм эксплуатации, остаются по существу неизученными.

6. В связи с этим заслуживает упоминания старая гипотеза Г. Нибура, несмотря на то что она была построена на излишне категоричных тезисах. По мнению Г. Нибура, рабство возникает в "открытых" обществах, то есть в таких, в которых имеется избыток годной к обработке земли и нет свободных источников рабочей силы, в то время как в обществах "закрытых", где свободной земли нет, оно может и не возникнуть.

7. Конечно, одним этим фактором ранние формы эксплуатации определяться не могли. На их возникновение и преимущественное развитие оказывали влияние тип хозяйственной деятельности, степень сохранности традиций общинно-родового характера, уровень развития тогдашних производительных сил, принципы имущественной и социальной дифференциации общества. В результате на самых ранних этапах зарождения общественных классов мы обычно встречаем параллельное развитие самых разнообразных форм эксплуатации, из которых впоследствии одна становится ведущей.

2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов.

Сам термин "славяне" до сих пор удовлетворительно не объяснен. Возможно, он связан со "словом", и так наши предки могли именовать себя в отличие от иных народов, речь которых они не понимали.

И.Н. Данилевский пишет о том, что есть основание полагать, что ареал расселения праславян, которые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э. (во времена Геродота), был весьма невелик. Учитывая, что никаких известий о славянах до первых веков н.э. в письменных источниках нет, а эти источники, как правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада.

По данным "Повести временных лет" считается, что славяне пришли в Восточную Европу с Дуная, "где теперь Угорская земля и Венгерская", но прежде славян называли норики. Это весьма загадочное место летописи, не расшифрованное до сих пор. Более того, как правило, толкователи Повести временных лет вообще его обходят и начинают вести речь с обитания славян на Среднем и Нижнем Дунае и во Фракии. Между тем Норик - это название римской провинции, приблизительно соответствующей современной территории Австрии, где предки славян вполне могли обитать, также как в других более северных районах до их расселения в указанных придунайских странах.

Развитие восточнославянского этноса проходило в тесном контакте с другими народами. Причем характер взаимодействия и взаимовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и общественной жизни племен. Историки обращают внимание, что древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защитить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание — вече — и племенной вождь, выступавший, прежде всего как военный предводитель.

Все данные говорят о том, что в процессе движения славян на восток происходило их слияние с разноплеменным местным населением, в результате чего и вырабатывались те черты (в языке, антропологическом типе, материальной культуре), которые отличают восточных славян от западных и южных. А. Головатенко отмечает, что уже в ту пору намечались и определенные различия между юго-западными частями восточно-славянского мира, северными и северо-восточными и северо-западными, которые позже, в определенных специфических условиях XIII-XVI вв., привели к распаду единой древнерусской народности на три самостоятельных.

Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная или соседская община. Процесс разложения родовой общины прослеживается по археологическим данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллективные формы совместной хозяйственной деятельности сохраняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу.

Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объединения, естественно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.

В.О. Ключевский отмечает, что трудно обозначить с точностью время, к которому можно было бы приурочить обособление их западной и восточной ветви; но до VII в. видим, что их судьбы складываются в тесной взаимной связи, в зависимости от одинаковых или сходных обстоятельств и влияний. С этого века, когда в жизни восточных славян обозначились явления, которые можно признать начальными фактами нашей истории, эти славяне, расселяясь с Карпат, вступают под действие особых местных условий, сопровождающих и направляющих их жизнь на протяжении многих дальнейших столетий.

Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов.

Сам термин "славяне" до сих пор удовлетворительно не объяснен. Возможно, он связан со "словом", и так наши предки могли именовать себя в отличие от иных народов, речь которых они не понимали.

И.Н. Данилевский пишет о том, что есть основание полагать, что ареал расселения праславян, которые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э. (во времена Геродота), был весьма невелик. Учитывая, что никаких известий о славянах до первых веков н.э. в письменных источниках нет, а эти источники, как правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада.

По данным "Повести временных лет" считается, что славяне пришли в Восточную Европу с Дуная, "где теперь Угорская земля и Венгерская", но прежде славян называли норики. Это весьма загадочное место летописи, не расшифрованное до сих пор. Более того, как правило, толкователи Повести временных лет вообще его обходят и начинают вести речь с обитания славян на Среднем и Нижнем Дунае и во Фракии. Между тем Норик - это название римской провинции, приблизительно соответствующей современной территории Австрии, где предки славян вполне могли обитать, также как в других более северных районах до их расселения в указанных придунайских странах.

Развитие восточнославянского этноса проходило в тесном контакте с другими народами. Причем характер взаимодействия и взаимовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и общественной жизни племен. Историки обращают внимание, что древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защитить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание — вече — и племенной вождь, выступавший, прежде всего как военный предводитель.

Все данные говорят о том, что в процессе движения славян на восток происходило их слияние с разноплеменным местным населением, в результате чего и вырабатывались те черты (в языке, антропологическом типе, материальной культуре), которые отличают восточных славян от западных и южных. А. Головатенко отмечает, что уже в ту пору намечались и определенные различия между юго-западными частями восточно-славянского мира, северными и северо-восточными и северо-западными, которые позже, в определенных специфических условиях XIII-XVI вв., привели к распаду единой древнерусской народности на три самостоятельных.

Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная или соседская община. Процесс разложения родовой общины прослеживается по археологическим данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллективные формы совместной хозяйственной деятельности сохраняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу.

Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объединения, естественно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.

В.О. Ключевский отмечает, что трудно обозначить с точностью время, к которому можно было бы приурочить обособление их западной и восточной ветви; но до VII в. видим, что их судьбы складываются в тесной взаимной связи, в зависимости от одинаковых или сходных обстоятельств и влияний. С этого века, когда в жизни восточных славян обозначились явления, которые можно признать начальными фактами нашей истории, эти славяне, расселяясь с Карпат, вступают под действие особых местных условий, сопровождающих и направляющих их жизнь на протяжении многих дальнейших столетий.

3. простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: