Кратко о Невском

Александр Ярославич Невский (1221 - 1263) – князь новгородский, киевский, владимирский. Был сыном переяславльского князя. В 1225 году в биографии Александра Невского произошло посвящение в воины.

В 1228 году поселился в Новгороде, а в 1230 году стал князем новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев. В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напала на шведов на Неве и победил.

Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого в своей биографии Александр Невский напал на ливонцев 5 апреля 1242 года (Ледовое побоище на Чудском озере). Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир. Когда умер Ярослав, Святослав, Александр Невский получил власть в Киеве.

За всю свою жизнь Невский не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар. Александр Невский имел четырех сыновей: Василия (1245 – 1271, новгородский князь), Дмитрия (1250 – 1294, новгородский, переяславский, владимирский князь), Андрея (1255 – 1304, костромской, владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниила (1261 – 1303, московский князь), а также дочь Евдокию.

Вопрос №15 Культура русских княжеств в 12-13 веках
12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования.
Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем.
Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи – внимание к событиям собственного города.
Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование.
Выдающимся памятником литературы, является «Слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 г.
С нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «Слово о погибели земли Русской».

Литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.

Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».

В отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.

Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи.

Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.

Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар. 1164 г. – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры. 1158 г. была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор, княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.

В архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество.

Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только священнослужители. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Суздальский спас Златые власы, ярославский Спас нерукотворный, и спас Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах спас похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: