Вторая половина 90х годов XIX века - первые четыре года нового века были отмечены бурным экономическим подъемом. Объективная причина - завершение промышленного переворота, начавшегося еще в первой половине XIX века, субъективная - реформы С.Ю. Витте, крупнейшего экономического политика последних десятилетий самодержавной России, занимавшего с 1893 по 1905 год ключевой пост министра финансов, а в 1905 году ставшего первым российским премьером.
Экономическая программа Витте включала следующие положения:
1) государственное регулирование экономики через Госбанк и Министерство финансов;
2) меры по преодолению дефицита государственного бюджета, повышение рентабельности производства; перестройка системы налогового обложения путем увеличения прямых и косвенных налогов; введение государственной монополии на продажу вино-водочных изделий; проведение денежной реформы, введение золотого денежного обращения (свободного обмена рубля на золото);
3) поощрение частного предпринимательства;
|
|
4) центральное место в экономической политике отведено политике индустриализации.
В представленных царю двух "всеподдайнейших докладах" он убеждает его в необходимости переориентации экономической политики. Витте заявлял, что существуют закономерности для всего мира, с которыми необходимо считаться, "в России происходит то же самое, что случилось когда то на Западе: она переходит к капиталистическому строю". Создание своей собственной промышленности, считал Витте, - это не только коренная экономическая задача.
Витте в определенной мере удалось добиться реализации своих шагов по оздоровлению госбюджета, стабилизации денежного обращения. Промышленное производство в 90е годы практически удвоилось. За 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км. Железных дорог, в том числе крупнейшая в стране Транссибирская магистраль.
Однако замыслам Витте полностью осуществиться не удалось. Ощутимые удары по ним нанесли мировой экономический кризис, а также начавшаяся в 1904 г. русско-японская война. Причины неудач экономических преобразований Витте заключались в другом - сохранение самодержавной политической системы. Витте был неуклонным сторонником самодержавия. Буржуазный парламентский строй он считал нежизнеспособным, негативно относился к народному представительству, земствам, к конституции. В дальнейшем его двойственная политика на учрежденном в 1905 году посту председателя Совета Министров не снискала ему популярности ни среди либералов, ни в консервативных кругах и 14 апреля 1906 г. Витте был вынужден уйти в отставку.
С 1905 важным элементом экономической политики царского правительства становится отказ от приоритета промышленного развития страны и усиление внимания к аграрному сектору экономики. Этот период российской истории связан с новой попыткой экономических реформ, главным идеологом которых был П.А. Столыпин. Аграрная политика Столыпина начала свое законодательное выражение в указе от 9 ноября 1906 года, законе от 14 июля 1910 года, а также положении "О землеустройстве" от 29 мая 1911 года. Суть ее сводилась к следующему: общинное пользование землей ликвидировалось, крестьянам предоставлялось право выйти из общины и закрепить выделенный после выхода надел в частную собственность. По ст. 12 и 13 указа 1906 года крестьяне получали также право продать свой надел (полностью или частично) или потребовать соединить все его разбросанные в разных местах полосы в один участок (отруб), то есть создать отрубное хозяйство. В том случае, если на отруб переносилось и жилье крестьянина, создавалось хуторское хозяйство. Важнейшим звеном аграрной реформы было переселение части крестьян из центральных областей на окраины страны: Сибирь, Среднюю Азию, Северный Кавказ. Отменялись и некоторые правовые ограничения крестьян. В частности, отменялись телесные наказания крестьян по приговору волостных крестьянских судов. Было запрещено отдавать неисправного должника на принудительные общественные работы. Отменялось право земских начальников самовольно штрафовать крестьян.
|
|
Как же оценивать столыпинскую аграрную реформу? Оценки Столыпина, особенно в публицистике, далеко неравнозначны. Безусловно, в столыпинской аграрной реформе было немало прогрессивных моментов (новое землеустройство давало определенные предпосылки для развития капитализма в деревне, реформа способствовала увеличению товарности в сельском хозяйстве, положительное значение для развития капитализма вширь имело заселение окраин). Однако оснований для идеализации аграрной реформы Столыпина и утверждения о так называемом "столыпинском пути" как образце аграрного развития нет, ибо:
1) реформа не затронула вообще помещичье землевладение;
2) вряд ли можно считать Столыпина отцом фермерских хозяйств России, ибо полностью ликвидировать крестьянскую общину не удалось: из общины выделилась лишь пятая часть крестьянских дворов. Крестьяне в основной массе были настроены против выхода из общины, поскольку при сохранении помещичьего землевладения община давала и социальную защиту;
3) доля зажиточных, состоятельных крестьян в ходе реформы не увеличилась, а даже уменьшилась