Прочитайте фрагмент из работы историка Р. Г. Скрынникова и ответьте на вопросы.
«Земский собор заседал в Москве третью неделю. Близился конец января. Но земские чины, по словам
очевидца — шведского агента — не пришли ни к какому соглашению. Круг кандидатов сузился, но ни одна партия не могла склонить на свою сторону большинство. Кандидатура Дмитрия Трубецкого вызвала на Соборе резкие возражения. Многие люди открыто заявляли, что он попросту не способен править государством. В ходе обсуждения Собор отклонил также и кандидатуру Михаила Романова.
Шестнадцатилетний юнец не внушал никому особых симпатий. Очевидец государева избрания Федор Боборыкин писал, что земские чины и бояре не чувствуют уважения к Михаилу. Боярин Иван Никитич Романов всегда действовал заодно с Мстиславским и энергичнее других настаивал на приглашении наемников в Кремль. Шестнадцатилетний Михаил Романов находился при дяде в Кремле в течение всей осады. Он смертельно боялся народа и не помышлял о борьбе с захватчиками. Трубецкой, Пожарский и другие руководители Собора решительно отвергали кандидатуру Романова.
Но среди земских воевод были не только противники, но и приверженцы Михаила. В его пользу настойчиво агитировала романовская родня — воевода князь Иван Борисович Черкасский, Борис Салтыков, князь Иван Федорович Троекуров, дворяне Михалковы.
Голоса разделились. Ни один кандидат не мог получить большинства. Тогда кто-то из членов Земского собора предложил избрать царя тем же способом, что и патриарха: наметить трех кандидатов, бросить между ними жребий и посмотреть, кого Бог пожелает дать им в государи.
Большинство отвергло такое предложение. Тут же раздались голоса, требовавшие не прерывать заседаний Собора вплоть до вынесения общего решения — «завещание полагают, да не отступят от места сего преж даже не изберетца царь Московскому государству». Избирательная борьба вступила в критическую фазу».
С1. В каком году заседал Земский собор, о котором рассказывает историк? Как называют эпоху в истории России, с которой было связано проведение Собора?
С2. Какая главная задача стояла перед Собором? Какие кандидатуры обсуждались? (Укажите не менее двух имен.) Какие способы решения проблемы предлагались? (Укажите не менее двух способов.)
СЗ. Опираясь на свои знания, объясните, почему участники Собора были твердо намерены не расходиться, пока не будет решена главная задача. Напишите, чем закончился Собор.
С4. Какие задачи стояли перед составителями Соборного уложения? (Укажите не менее двух задач.) Какие законодательные положения соответствовали этим задачам? (Укажите не менее двух положений.)
С5. Ниже представлены две точки зрения на государственную деятельность Лжедмитрия I.
1. Лжедмитрий I был беспринципным авантюристом, неспособным к управлению государством. Он опирался на помощь поляков-католиков, действовал в своих интересах. В результате народного восстания был убит.
2. Лжедмитрий I обладал способностями государственного деятеля, пытался проводить политику, направленную на ликвидацию конфликтов в обществе и укрепление государства. Погиб в результате боярского заговора,
Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
1 июня 1648 г. в Москве началось народное восстание.
Каковы были причины этого восстания? (Укажите не менее двух причин.) Какие события произошли в ходе восстания? (Назовите не менее трех событий.)
С7 Сравните национальный и религиозный состав населения России в начале XVI в. и в конце XVII в. (Укажите не менее двух общих черт и не менее трех различии.)
Общее | |
Различия | |
Ответы
Тема 4