Юношеский возраст: второе социальное испытание личности

Возрастные границы юношеского возраста ограничим примерно в диапазоне с 16 до 23 лет [ Моргун, Ткачева 1981 ], хорошо понимая, что этот диапазон, особенно по отношению к развитию личности, весьма условен. Завершение личностного становления может состояться и заметно раньше окончания данного диапазона, но может растянуться на годы, хронологически составляющие взрослость (дети или подростки в обличье взрослых).

Юношеский возраст – это завершение перехода от детства к взрослости, точнее, время окончательного перехода к взрослости. Как удачно выразился Л.С. Выготский, «юность – скорее молодость зрелости, чем старость детства» [цит. по Моргун, Ткачева 1981, с. 58 ]. Обсуждение происходящих изменений, составляющих процесс личностного становления юноши или девушки, мы вынуждены давать в сравнении с тем, что было сказано в отношении подросткового этапа. Тому есть причины. Во-первых, исследований юношеского возраста и, соответственно, его описаний, заметно меньше, чем подросткового, поэтому нам приходится немного экстраполировать. Во-вторых, этот возраст является прямым продолжением (и по возможности завершением) процессов, получивших свой импульс в отрочестве, что в наибольшей степени справедливо для самоопределения.

При переходе от подросткового возраста к юношескому постепенно происходит уточнение вопроса, актуализирующего процесс самоопределения. Центральный для подростка вопрос – «Какой я?» В юношестве все острее встает необходимость ответа на вопрос «Кто я?», игнорировать который по мере окончания учебы в школе становится невозможным. Ответ на этот вопрос дается самой социальной активностью юноши или девушки: выбор профессии, рода занятий, занятие некой социальной ниши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: