Примечание. Данные доклады готовятся без оппонирования

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб, 2007.

2. Великие государственные деятели России. - М., 1996.

3. История России с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1996.

4. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. - М., 1984.

5. Никон // Рыжов К. Сто великих россиян. - М., 2002.

6. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.

7. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. - М., 1989.

8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций М., 2003.

9. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. - М., 1978.

10. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. - Новосибирск, 1990.

11. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI – XVII вв. - М., 1978.

Методические указания для студентов

А) По первому вопросу семинара студенты (за иксл. тех кто готовит доклады-рефераты) должны составить таблицу сословий и социальных групп Московского государства в 17 веке. Можно использовать следующие источники и монографии:

1. Ключевский В.О. История сословий в России, Пг, 1918.

2. Исаев М.А. Лекции по истории Московского права и государства. М. 1996.

3. Соборное Уложение 1649 г.

Как заполнять таблицу показано на примере такой зависимой категории населения как бобыли.

Сословие Социальная группа № главы и пункта в Соборном Уложении
1. Служилые люди по отечеству 1.  
2.  
3.  
4.  
5. и т.д.  
2. Служилые люди по прибору 1.  
2.  
3.  
4.  
3. Тяглые люди посадские 1.  
2.  
3.  
4.  
5. и т. д.  
4. Тяглые люди уездные 1. Бобыли -обедневшие феодально-зависимые люди, «полувытчики». С 1631 г. стали привлекаться к несению тягла, но в половинном размере по сравнению с крестьянами. (Исаев М.А. Лекции по истории Московского права и государства. М. 1996. С.103.) Гл. 11 п. 1. Цит: «1…... крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом,… или за митрополиты, и тех бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».
2.  
3.  

Обобщить полученные данные и сделать выводы.

Б) По второму вопросу семинара студенты должны составить схему в тетради:

«Механизм абсолютной монархии в России, Франции, Англии и Германии 17 века»

и подумать над вопросом – в чём отличия российской модели абсолютизма от классического французского, незавершенного по характеру английского и позднего немецкого и объяснить причины отличий.

Тема № 8. Преобразования XVIII века в России. Научно-технические открытия и изобретения конца XVIII - первой половины XIX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: