Э. Титченер (1867-1927) развивал в Америке вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурализмом и настаивал на противопоставлении ее активно развивающемуся в то время в Америке функционализму Брентано и Джеймса. Титчинер выдвигал следующие идеи относительно исследовательского аппарата психологии (предмет, методы, задачи, цели).
1. Предметом структурной психологии является структура сознания, понимаемая как совокупность отдельных элементов, имеющих элементарную природу и не поддающихся дальнейшему анализу.
2. Цель структурной психологии - изучение структуры сознания через изучение этих элементарных частиц, т. е. изучение способов их структурирования и составленных в результате различных комбинаций, когда исследователю необходимо ответить на вопрос о том, почему создается именно такая комбинация.
3. Выдвигаются следующие задачи психологии как науки:
- разложить душевное состояние на простейшие составные части;
|
|
- найти законы соединения этих частей;
- привести эти законы в связь с физиологической организацией.
4. Методом исследования должна быть интроспекция, но суть ее у Титчинера состоит в том, что испытуемому необходимо дойти до «чистого содержания сознания» без вмешательства физических характеристик стимула («ошибка стимула»), подменяющих само явление и те непосредственные ощущения, которые чувствует испытуемый. Этот метод называется аналитической интроспекцией.
Структурализм Титчинера содержит следующие идеи.
1. Ощущения, образы и чувства являются первичными элементами сознания и основой для построения любой сложной комбинации.
2. Ощущения и чувства обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью.
3. Образы выступают в сознании как следы прежних ощущений и имеют большую или меньшую отчетливость.
4. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, т. е. некоей третьей «внечувственной» единицы, обусловливающей характер протекания мыслительного процесса.