В СССР задачи преобразования жизни на социалистической основе были поставлены сразу после Октябрьской революции. Уже тогда были предприняты попытки соединить искусство с производством. Связанные больше с искусством или архитектурой производственники и конструктивисты (В. Татлин, братья Веснины, Б. Арватов, В. Маяковский, Б. Кушнер и др.), несмотря на их желание проникнуть в производство, занимались реформированием не производства, а искусства.
В 20-е годы существовало также направление, которое можно отнести к «инженерному дизайну». К нему относились представители инженерной школы. Создание Я. Гаккелем в 1924 г. первого в мире тепловоза, создание первых тракторов и другие работы оставили значительный след в истории развития техники и дизайнерского проектирования.
В эти же годы зародилось еще одно направление дизайна — научное, которое учитывало при организации производственной среды требования психотехники, биомеханики, эргологии и явилось предшественником современной эргономики. Среди работ этого направления следует отметить переоборудование рабочего места водителя московского трамвая, выполненное Бернштейном.
|
|
Ретроспективная стилистика вытесняется "линейно-геометрическим" стилем- требованием единства форм в архитектуре и предметной среде, интересом к модульности и технологичности. В качестве доминирующей идеи утверждается рациональный дизайн (что подкрепляется контактами с Ульмской школой дизайна).
Советская "техническая эстетика" идеологически противопоставляется западному дизайну. В теоретических разработках осуждается стайлинг, т.е. работа только с внешней формой объекта.
Однако промышленность трудно принимает новые веяния. Дизайнеров воспринимают как художников-оформителей, проектные решения внедряются в производство поверхностно, многие интересные концепции (например, пассажирское такси) так и не запускаются. Несмотря на теоретический отказ от стайлинга, на производстве процветает именно он.
Один из доминирующих стилей периода - трапециевидный или коробчатый, заключается в обыгрывании линейных соотношений, скошеных поверхностей и тупых углов в кожухах изделий:
трамвайный вагон КТМ-4
автомобиль-такси (Долматовский)
пожарная машина
комплект посуды
холодильник "Океан"
В ряде объектов сохраняется обтекаемая стилистика.
В формообразовании пылесосов "Сатурн" и "Ракета" используется символизм и метафора (есть кольца, тема космоса
С первых лет Советской власти в стране готовились кадры для дизайнерской деятельности, закладывались основы будущей системы.
|
|
ВНИИТЭ. Создан в 1962 в Москве на территории ВДНХ СССР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования». Научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт, учебно-методический и информационный центр в области дизайна.
Термин «дизайн» не присутствовал – жесткое идеологическое разграничение между советским и зарубежным дизайном. Процесс его теоретической обеспеченности с точки зрения идеологии. Вся система идеологических взглядов на искусство, на творчество была автоматически перенесена на новую сферу. С самого начала обозначилось идеологическое противопоставление зарубежному дизайну. Единственная школа, с которой контактировали – Ульмская школа (наследница Баухауза), проповедовавшая функционализм. Крен – в сторону индустриального дизайна, потому что бытовая среда всегда находилась на втором месте.
К 1966 году было открыто 9 филиалов ВНИИТЭ, сложившихся в единую систему. Дизайнеры приходят из архитектуры и искусства, сильно влияние инженерных профессий - вычисления в дизайне.
Функции – разработка и внедрение метов худ конструирования. Определение требований технической эстетики.
Во вниитэ три группы подразделений:
1) худ конструирование пром изделий,
2) научно исследовательская
3) конструкторские работы и опытное производство.
уже превые дизайнерские разработки оказались интересными и новаторскими, (городской автомобиль – микро автобус) Во вниитэ активно занимались пропагандой диз-на. Проводились многочисленные конференции и семенары. Институт выпускал и собственные переодические издания – Техническая эстетика и Труды ВНИИТЭ. 1966г – открыт филиал в Минск. Занимался вопросами технической эстетики тракторной и сельскохозяйственной отрасли. Вниитэ также прославилось по методической подготовке и переквалификации специалистов диз-на. Часто устраивались семенары и конференции. Здесь было интереснее учиться чем в институте. С начала 90-х годов сворачивает свою деятельность до минимальных объёмов. Закрываются все 16 филиалов. Прекращается учебная работа. Однако, ВНИИТЭ в глазах международной общественности по прежнему является центральным институтом по изучению дизайна.