Становление и развитие дизайна в СССР. Система вниитэ

В СССР задачи преобразования жизни на социалистической основе были поставлены сразу после Октябрьской революции. Уже тогда были предприняты попытки соединить искусство с производством. Связанные больше с искусством или архитектурой производственники и конструктивисты (В. Татлин, братья Веснины, Б. Арватов, В. Маяковский, Б. Кушнер и др.), несмотря на их желание проникнуть в производство, занимались реформированием не производства, а искусства.

В 20-е годы существовало также направление, которое можно отнести к «инженерному дизайну». К нему относились представители инженерной школы. Создание Я. Гаккелем в 1924 г. первого в мире тепловоза, создание первых тракторов и другие работы оставили значительный след в истории развития техники и дизайнерского проектирования.

В эти же годы зародилось еще одно направление дизайна — научное, которое учитывало при организации производственной среды требования психотехники, биомеханики, эргологии и явилось предшественником современной эргономики. Среди работ этого направления следует отметить переоборудование рабочего места водителя московского трамвая, выполненное Бернштейном.

Ретроспективная стилистика вытесняется "линейно-геометрическим" стилем- требованием единства форм в архитектуре и предметной среде, интересом к модульности и технологичности. В качестве доминирующей идеи утверждается рациональный дизайн (что подкрепляется контактами с Ульмской школой дизайна).

Советская "техническая эстетика" идеологически противопоставляется западному дизайну. В теоретических разработках осуждается стайлинг, т.е. работа только с внешней формой объекта.

Однако промышленность трудно принимает новые веяния. Дизайнеров воспринимают как художников-оформителей, проектные решения внедряются в производство поверхностно, многие интересные концепции (например, пассажирское такси) так и не запускаются. Несмотря на теоретический отказ от стайлинга, на производстве процветает именно он.

Один из доминирующих стилей периода - трапециевидный или коробчатый, заключается в обыгрывании линейных соотношений, скошеных поверхностей и тупых углов в кожухах изделий:

трамвайный вагон КТМ-4

автомобиль-такси (Долматовский)

пожарная машина

комплект посуды

холодильник "Океан"

В ряде объектов сохраняется обтекаемая стилистика.

В формообразовании пылесосов "Сатурн" и "Ракета" используется символизм и метафора (есть кольца, тема космоса

С первых лет Советской власти в стране готовились кадры для дизайнерской деятельности, закладывались основы будущей системы.

ВНИИТЭ. Создан в 1962 в Москве на территории ВДНХ СССР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования». Научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт, учебно-методический и информационный центр в области дизайна.

Термин «дизайн» не присутствовал – жесткое идеологическое разграничение между советским и зарубежным дизайном. Процесс его теоретической обеспеченности с точки зрения идеологии. Вся система идеологических взглядов на искусство, на творчество была автоматически перенесена на новую сферу. С самого начала обозначилось идеологическое противопоставление зарубежному дизайну. Единственная школа, с которой контактировали – Ульмская школа (наследница Баухауза), проповедовавшая функционализм. Крен – в сторону индустриального дизайна, потому что бытовая среда всегда находилась на втором месте.

К 1966 году было открыто 9 филиалов ВНИИТЭ, сложившихся в единую систему. Дизайнеры приходят из архитектуры и искусства, сильно влияние инженерных профессий - вычисления в дизайне.

Функции – разработка и внедрение метов худ конструирования. Определение требований технической эстетики.

Во вниитэ три группы подразделений:

1) худ конструирование пром изделий,

2) научно исследовательская

3) конструкторские работы и опытное производство.

уже превые дизайнерские разработки оказались интересными и новаторскими, (городской автомобиль – микро автобус) Во вниитэ активно занимались пропагандой диз-на. Проводились многочисленные конференции и семенары. Институт выпускал и собственные переодические издания – Техническая эстетика и Труды ВНИИТЭ. 1966г – открыт филиал в Минск. Занимался вопросами технической эстетики тракторной и сельскохозяйственной отрасли. Вниитэ также прославилось по методической подготовке и переквалификации специалистов диз-на. Часто устраивались семенары и конференции. Здесь было интереснее учиться чем в институте. С начала 90-х годов сворачивает свою деятельность до минимальных объёмов. Закрываются все 16 филиалов. Прекращается учебная работа. Однако, ВНИИТЭ в глазах международной общественности по прежнему является центральным институтом по изучению дизайна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: