Учения о государстве и праве в древнем Китае

1. Даосизм (Лао-цзы (VI в. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»)):

1) понимает Дао как естественную закономерность (определяет законы неба, природы и общества);

2) проповедует принцип воздержания власти от активных действий;

3) идеальным правителем является тот, кто позволяет всему идти своим естественным путем;

4) идеалом является первобытное патриархальное общество, цивилизация ведет к дисгармонии;

5) осуждению подлежат войны.

Вывод: государство воспринимается как искусственная структура и как очевидное зло, которое следует преодолеть.

2. Конфуцианство (5 в.до н.э.) - в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками:

1) путь к управлению народом – в силе примера правителей;

2) главное средство в управлении народом - убеждение, а не принуждение;

3) Развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства;

4) Преобладает соблюдение в государственном управлении принцип добродетели – добродетель подданных в преданности правителю, добродетель правителя – достижение внутреннего мира;

5) основой правосознания считал Ли (ритуал, правило) – то, что соответствует ли должно соответствовать справедливости, Ли устанавливается волей неба.

6) отрицательно относится к норме позитивного закона (фа).

3. Моизм (4 в.до н.э.) - основатель Мо-цзы:

1) развивает идею естетсвенного равенства людей;

2) основой управления является умение сочетать наставления народов с наказаниями;

3) высказывается в пользу договорного происхождения государства;

4) таким образом верховная власть может устанавливать единый и общеобязательный «образец справедливости».

4. Легизм (3 в.до н.э.) - изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»):

1) управление должно упираться на законы «фа» и суровое наказание;

2) отношение между населением и властью строится не на совести, а на страхе.

- государство стало представляться не как семья, а как бездушная машина, в которой все послушно правителю;

- место мудрецов заняли чиновники, а место правителя – деспот;

3) закон выступает как приказ, который правитель может заполнить любым содержанием.

Выводы: появляется зачатки ест/-правового понимания (категории Дао); формируется концепция о позитивных законах (категория фа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: