Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. соответствовала концепции «нового мышления» М. Горбачева, согласно которой во внешнеполитической сфере приоритетное внимание отводилось одобрению общепринятых мировых норм морали, невмешательству в дела других государств, признанию необходимости деидеологизации международных отношений, отказу от наращивания ВПК как средства решения внешнеполитических проблем.
Конкретные шаги Советского правительства по реализации данных задач заключались в ведении моратория на испытание ядерного оружия в СССР (1985-1987). В 1987-1988 гг. в ходе советско-американских переговоров был подписан ряд двусторонних договоров о сокращении РСМД (ракет средней и малой дальности). В 1988-1989 гг. был начат вывод войск из Афганистана. В марте 1991 г. ликвидирован Варшавский Договор, за которым последовал вывод советских войск из некоторых восточноевропейских государств и осуждение предшествующего вмешательства СССР в события 1956 г. в Венгрии и 1968 г. в Чехословакии. Важным шагом было принятие законов о свободе эмиграции, свободе зарубежных поездок.
|
|
На Дальнем Востоке нормализовались отношения с Китаем, Японией и Южной Кореей. В ближневосточной политике СССР проявил активное участие в осуждении агрессивных действий Саддама Хусейна (Ирак) против Кувейта, осуждении международных террористических действий ливийского лидера Каддафи, др. Таким образом, значение внешней политики СССР на этом этапе заключалось в обеспечении благоприятных возможностей для решения внутренних проблем, уменьшении угрозы ядерной катастрофы.
59. Гонка вооружений (1945-1991). Распространение оружия массового поражения и его роль в международных отношениях.
Холодная война -- глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками -- с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками -- НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.
Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года.
|
|
Гонкой вооружений принято называть политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще -- целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.
Американский астроном Карл Саган как-то сравнил СССР и США с двумя людьми, стоящими по колено в бензине, один -- с тремя спичками, а другой -- с пятью. В основном гонка между этими странами заключалась в том, чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвести их как можно в большем количестве. Одним из последствий такой политики становились чрезмерные военные расходы, концентрация передовых технологий преимущественно в оборонных отраслях, гипертрофированный военно-промышленный комплекс.
Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холодной войны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны” ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили “мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет”, то теперь формулировка изменилась. Стали говорить “вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!” Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.
Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к “продажным девкам империализма”.
Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.
Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений.