Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX века. В конце XVIII века Германия представляла собой аграрную периферию Западной Европы. В экономическом отношении она значительно отставала не только от Англии, где промышленный переворот начался еще в середине XVIII века, но и от Франции, где в конце XVII века также сформировались условия для перехода к крупному машинному производству. Запаздывание в экономическом развитии Германии предопределялось множеством причин, но прежде всего господством крепостничества, которое задерживало формирование рынка труда, без чего был невозможен переход к фабричному производству. Задержку в становлении рыночных отношений в промышленности можно объяснить также отсутствием у купцов, владельцев ремесленных мастерских и других слоев зажиточных горожан достаточного количества капиталов, необходимых для организации крупного машинного производства. Продукция ремесленных мастерских, опутанных жесткими цеховыми нормативами, заведомо проигрывала в конкурентной борьбе массовой продукции английских, голландских и французских предприятий.
|
|
Относительно низкие темпы экономического роста обусловливали медленное формирование национального предпринимательства. Обладая монопольным правом на земельную собственность, дворянство занимало все господствующие позиции и в государственном аппарате, армии, судебной власти. Немецкая буржуазия практически не
имела своих представителей во властных структурах, не была защищена законодательно.
Княжества и графства неоднократно пытались объединиться, но без особого успеха. В начале XIX века в результате объединительной деятельности Пруссии количество государств на территории Германии значительно сократилось. После наполеоновских войн, в 1815 году, был подписан акт о создании Германского союза, куда вошли 34 монархии и четыре вольных города3. Но этот союз не мог решить проблемы раздробленности.
Формирование немецкой рыночной экономики в отличие от английской, французской или голландской происходило не в результате революции, а постепенно, в ходе длительных реформ. Феодальные отношения понемногу ограничивались, повинности крестьян не отменялись раз и навсегда, как это было, скажем, во Франции в конце XVIII века, а выкупались в течение нескольких десятилетий. Даже революция 1848 года, носившая в целом антифеодальный характер, лишь ограничила германскую монархию и власть помещиков-юнкеров, в руках которых все еще оставалась огромная земельная собственность и ключевые государственные посты. И это также накладывало свой отпечаток на динамику экономического роста.
|
|
Среди факторов, сдерживавших промышленный переворот, можно назвать и относительную изолированность страны от мировых торговых путей. И хотя в Германии имелись судоходные реки, они использовались плохо, так как в стране почти не было речных судов, а так удобных для хозяйственных целей морских гаваней и современного морского флота. Для перевозки товаров приходилось привлекать и странные суда.
Замедленные темпы индустриального развития обусловливал также отсутствием единых железнодорожных магистралей, поскольку железные дороги в 1830-1840-х годах строились, как правило, в пределах отдельных германских государств и совершенно не были cвязаны между собой. Первая железная дорога протяженностью всего 1 была построена в 1835 году между Нюрнбергом и Фюртом. В сочетании с таможенными барьерами все это приводило к тому, что три крупных промышленных района - Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско-Вестфальский - почти не были связаны между coбoй также не способствовало формированию единого германского рынка.
Переход к индустриальной экономике был затруднен еще и тем, что даже в XIX веке господствующей формой организации производства в стране оставались ремесленные цехи с их средневековыми обычаями. Цеховые порядки сознательно поддерживались многочисленными монархами и князьями, поскольку при этом они имели возможность контролировать данный сектор экономики.
Во время наполеоновских войн в левобережных районах Рейна были отменены цехи и провозглашена свобода предпринимательства. В 1806 году была упразднена цеховая система в некоторых отраслях промышленности Пруссии. В 1808 году там же в соответствии с "Деловой инструкцией" отменялись принципы цеховой регламентации. Но в остальных немецких государствах цеховые привилегии и цеховое право сохранялись до конца 1860-х годов.
Мануфактуры, производившие товары потребления, создавались, как правило, в селах, поскольку в городах господствовала цеховая система, видевшая в мануфактурах своих конкурентов и не допускавшая их развития. В XVIII-XIX веках наибольшее распространение получила рассеянная мануфактура, где основной фигурой выступал скупщик-предприниматель.
Наличие цеховой системы отражалось на структуре внешнеторгового оборота: более дорогим ремесленным товарам было трудно конкурировать с дешевой продукцией английской промышленности, которая преобладала в структуре германского импорта. Экспортировалось в основном сырье и продовольствие, что превращало Германию в сырьевой и аграрный придаток Англии.
Отставание немецкой промышленности проявлялось также и в том, что только в 1830-х годах здесь стали внедрять первые паровые машины. Например, в 1837 году в Силезии, старом промышленном районе страны, работало всего 8 паровых двигателей общей мощностью 158 л.с., в то время как на хлопчатобумажных фабриках английского графства Ланкашир работало 714 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л.с. В середине XIX века из более чем двухсот доменных печей только 32 работали на каменном угле.
И все-таки одной из главных проблем страны оставалась экономическая и политическая раздробленность. Германия нуждалась прежде всего в ликвидации внутренних таможенных барьеров, поскольку они мешали экономическому развитию страны (например, при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург таможенные сборы следовало платить 16 раз). Тем более что в 1840-1850-х годах Англия уже перешла к политике фритредерства и начала торговую экспансию по всей Европе.
Следовательно, Германии нужно было устанавливать систему протекционизма, чтобы защитить национальную промышленность. Но это могло сделать только сильное единое государство.
|
|
Пруссия, одно из наиболее развитых немецких государств, стала инициатором решительной отмены внутренних таможенных барьеров. Это делалось исходя не столько из экономических интересов, сколько из стремления вытеснить австрийских Габсбургов с лидирующих позиций в деле объединения Германии. В 1818 году в самой Пруссии были отменены таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин, и это можно расценить как первый шаг в деле объединения страны.
В этот же период правительство Пруссии установило и внешнеторговый тариф. Но поскольку новый тариф был невысок - всего 10% на ввозимые промышленные товары, а сырье и вовсе не облагалось тарифом, то он почти не защищал национальную экономику.
Тем не менее молодая буржуазия других германских государств поддержала такую внешнюю политику Пруссии и решила присоединиться к ней, так как видела в Пруссии свой экономический и будущий политический оплот. В 1833 году был создан Таможенный союз, в который вошли 18 крупных государств Северной Германии с населением 23 млн человек. Сначала они договорились о союзе на восемь лет (с 1834 года), а в 1842 году продлили его еще на 10 лет. В пределах союза отменялись внутренние таможенные пошлины, но сохранялись весьма высокие импортные тарифы на иностранные (особенно английские) товары с целью защиты германских производителей. В скором времени окрепли международные позиции Таможенного союза, о чем свидетельствовало заключение торговых договоров с Англией, Голландией, Грецией, Турцией, Бельгией.