Чем объяснялась экономическая отсталость Германии в первой половине 19 в?

Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX века. В конце XVIII века Германия представляла собой аграрную периферию Западной Европы. В экономическом отношении она значительно отставала не только от Англии, где промышленный переворот начался еще в середине XVIII века, но и от Франции, где в конце XVII века также сформировались условия для перехода к крупному машинному производству. Запаздывание в экономическом развитии Германии предопределялось множеством причин, но прежде всего господством крепостничества, которое задерживало формирование рынка труда, без чего был невозможен переход к фабричному производству. Задержку в становлении рыночных отношений в промышленности можно объяснить также отсутствием у купцов, владельцев ремесленных мастерских и других слоев зажиточных горожан достаточного количества капиталов, необходимых для организации крупного машинного производства. Продукция ремесленных мастерских, опутанных жесткими цеховыми нормативами, заведомо проигрывала в конкурентной борьбе массовой продукции английских, голландских и французских предприятий.

Относительно низкие темпы экономического роста обусловливали медленное формирование национального предпринимательства. Обладая монопольным правом на земельную собственность, дворянство занимало все господствующие позиции и в государственном аппарате, армии, судебной власти. Немецкая буржуазия практически не

имела своих представителей во властных структурах, не была защищена законодательно.

Княжества и графства неоднократно пытались объединиться, но без особого успеха. В начале XIX века в результате объединительной деятельности Пруссии количество государств на территории Германии значительно сократилось. После наполеоновских войн, в 1815 году, был подписан акт о создании Германского союза, куда вошли 34 монархии и четыре вольных города3. Но этот союз не мог решить проблемы раздробленности.

Формирование немецкой рыночной экономики в отличие от английской, французской или голландской происходило не в результате революции, а постепенно, в ходе длительных реформ. Феодальные отношения понемногу ограничивались, повинности крестьян не отменялись раз и навсегда, как это было, скажем, во Франции в конце XVIII века, а выкупались в течение нескольких десятилетий. Даже революция 1848 года, носившая в целом антифеодальный характер, лишь ограничила германскую монархию и власть помещиков-юнкеров, в руках которых все еще оставалась огромная земельная собственность и ключевые государственные посты. И это также накладывало свой отпечаток на динамику экономического роста.

Среди факторов, сдерживавших промышленный переворот, можно назвать и относительную изолированность страны от мировых торговых путей. И хотя в Германии имелись судоходные реки, они использовались плохо, так как в стране почти не было речных судов, а так удобных для хозяйственных целей морских гаваней и современного морского флота. Для перевозки товаров приходилось привлекать и странные суда.

Замедленные темпы индустриального развития обусловливал также отсутствием единых железнодорожных магистралей, поскольку железные дороги в 1830-1840-х годах строились, как правило, в пределах отдельных германских государств и совершенно не были cвязаны между собой. Первая железная дорога протяженностью всего 1 была построена в 1835 году между Нюрнбергом и Фюртом. В сочетании с таможенными барьерами все это приводило к тому, что три крупных промышленных района - Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско-Вестфальский - почти не были связаны между coбoй также не способствовало формированию единого германского рынка.

Переход к индустриальной экономике был затруднен еще и тем, что даже в XIX веке господствующей формой организации производства в стране оставались ремесленные цехи с их средневековыми обычаями. Цеховые порядки сознательно поддерживались многочисленными монархами и князьями, поскольку при этом они имели возможность контролировать данный сектор экономики.

Во время наполеоновских войн в левобережных районах Рейна были отменены цехи и провозглашена свобода предпринимательства. В 1806 году была упразднена цеховая система в некоторых отраслях промышленности Пруссии. В 1808 году там же в соответствии с "Деловой инструкцией" отменялись принципы цеховой регламентации. Но в остальных немецких государствах цеховые привилегии и цеховое право сохранялись до конца 1860-х годов.

Мануфактуры, производившие товары потребления, создавались, как правило, в селах, поскольку в городах господствовала цеховая система, видевшая в мануфактурах своих конкурентов и не допускавшая их развития. В XVIII-XIX веках наибольшее распространение получила рассеянная мануфактура, где основной фигурой выступал скупщик-предприниматель.

Наличие цеховой системы отражалось на структуре внешнеторгового оборота: более дорогим ремесленным товарам было трудно конкурировать с дешевой продукцией английской промышленности, которая преобладала в структуре германского импорта. Экспортировалось в основном сырье и продовольствие, что превращало Германию в сырьевой и аграрный придаток Англии.

Отставание немецкой промышленности проявлялось также и в том, что только в 1830-х годах здесь стали внедрять первые паровые машины. Например, в 1837 году в Силезии, старом промышленном районе страны, работало всего 8 паровых двигателей общей мощностью 158 л.с., в то время как на хлопчатобумажных фабриках английского графства Ланкашир работало 714 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л.с. В середине XIX века из более чем двухсот доменных печей только 32 работали на каменном угле.

И все-таки одной из главных проблем страны оставалась экономическая и политическая раздробленность. Германия нуждалась прежде всего в ликвидации внутренних таможенных барьеров, поскольку они мешали экономическому развитию страны (например, при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург таможенные сборы следовало платить 16 раз). Тем более что в 1840-1850-х годах Англия уже перешла к политике фритредерства и начала торговую экспансию по всей Европе.

Следовательно, Германии нужно было устанавливать систему протекционизма, чтобы защитить национальную промышленность. Но это могло сделать только сильное единое государство.

Пруссия, одно из наиболее развитых немецких государств, стала инициатором решительной отмены внутренних таможенных барьеров. Это делалось исходя не столько из экономических интересов, сколько из стремления вытеснить австрийских Габсбургов с лидирующих позиций в деле объединения Германии. В 1818 году в самой Пруссии были отменены таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин, и это можно расценить как первый шаг в деле объединения страны.

В этот же период правительство Пруссии установило и внешнеторговый тариф. Но поскольку новый тариф был невысок - всего 10% на ввозимые промышленные товары, а сырье и вовсе не облагалось тарифом, то он почти не защищал национальную экономику.

Тем не менее молодая буржуазия других германских государств поддержала такую внешнюю политику Пруссии и решила присоединиться к ней, так как видела в Пруссии свой экономический и будущий политический оплот. В 1833 году был создан Таможенный союз, в который вошли 18 крупных государств Северной Германии с населением 23 млн человек. Сначала они договорились о союзе на восемь лет (с 1834 года), а в 1842 году продлили его еще на 10 лет. В пределах союза отменялись внутренние таможенные пошлины, но сохранялись весьма высокие импортные тарифы на иностранные (особенно английские) товары с целью защиты германских производителей. В скором времени окрепли международные позиции Таможенного союза, о чем свидетельствовало заключение торговых договоров с Англией, Голландией, Грецией, Турцией, Бельгией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: