Реформы периода «прогрессивной эры» Т. Рузвельта. Формирование федеральной резервной системы

В эти же годы происходило реформирование Федеральной резервной системы. Банковский закон (1935) давал совету управляющих ФРС полномочия определять суммы резерва, остающегося в банках - членах ФРС, а также повышать или понижать уровень обязательного резерва. Тем самым увеличивалась или уменьшалась денежная масса, находящаяся в обращении. Для некоторых банков - членов ФРС устанавливались льготные учетные ставки при получении кредитов в Центральном банке и т.д.

В этот же период было усовершенствовано законодательство об упорядочении операций на фондовых биржах с целью снизить и даже запретить биржевые спекуляции. В 1935 году были приняты жесткие меры по регулированию деятельности холдинговых компаний. Все эти и другие мероприятия, проведенные в кредитно-финансовой сфере, позволяли приступить к реформам в других секторах экономики.

Для преодоления кризиса в американской индустрии в июне 1933 года был принят закон о восстановлении национальной промышленности (NIRA). Одновременно была создана Администрация национального восстановления, куда вошли представители торговой палаты, крупнейших промышленных и банковских корпораций, видные экономисты, деятели Американской федерации труда, а ее председателем назначен генерал Хью Джонсон. Основной задачей данной организации был контроль за разработкой и внедрением в практику трудовых отношений договоров между предпринимателями и рабочими об условиях и оплате труда, которые следовало впредь неукоснительно соблюдать обеим сторонам. Работающие по таким договорам предприятия имели право использовать государственный товарный знак в виде голубого (синего) орла. Если на продукции той или иной компании не было такой эмблемы, то общество было вправе бойкотировать такие товары.

В соответствии с NIRA правительство стало содействовать картелированию промышленных предприятий. Вся промышленность была разделена на 17 групп, для которых были разработаны "кодексы честной конкуренции", чтобы установить единые цены на однородную продукцию, регламентировать для каждого предприятия объем

производства, заработную плату, продолжительность рабочего дня, закреплять при необходимости за конкурентами рынки сбыта и т.д. Те промышленники, которые соглашались участвовать в "честной конкуренции", получали от правительства финансовую помощь и различные льготы. На период действия этого закона (предположительно два года) отменялось действие антитрестовского законодательства. Таким образом расширялась сфера деятельности государства в экономике.

Для проведения в жизнь данного закона была создана Национальная администрация по оздоровлению промышленности, имевшая широкие полномочия по внедрению кодексов "честной конкуренции" на предприятиях. Через год кодексы действовали на 95% американских промышленных предприятий, где работало около 20 млн человек. Всего за время функционирования NIRA в разных отраслях тяжелой и легкой промышленности США было реализовано 746 кодексов.

В период осуществления "нового курса" стало особенно заметным непосредственное участие государства в экономике. Так, в 1933 году было создано Управление долины реки Теннесси, перед которым поставили задачу освоить этот наиболее отсталый район. Управление организовало здесь строительство гидроэлектростанций, работы по укреплению почв, посадке лесов и др., предоставив работу 40 тыс. человек. Это был, пожалуй, первый и единственный в истории Соединенных Штатов опыт комплексного развития целого региона при участии государства.

Через два года после принятия NIRA стал подвергаться критике со всех сторон. Рабочие выступали против того, что работодатели весьма вольно трактуют некоторые положения этого закона, особенно в сфере трудовых отношений. Мелкий и средний бизнес быстро почувствовал на себе отмену антитрестовских ограничений. Крупные корпорации были недовольны излишним, по их мнению, вмешательством государства в экономику. Особенно сильное противодействие оказывали представители консервативных кругов промышленного и финансового капитала (Морганы, Рокфеллеры, Дюпоны, Мэллоны и др.). Созданная Американская лига свободы требовала отказаться от государственного регулирования в промышленности, снизить налоги на крупный капитал, перейти к жесткому курсу в отношении трудящихся.

Летом 1935 года по распоряжению Ф. Рузвельта кодексы "честной конкуренции" были отменены и во многих отраслях промышленности ликвидированы бюро труда. Тем не менее этот ставший непопулярным

закон способствовал снижению общей напряженности и хаоса, охвативших промышленность США в 1929-1933 годах.

Среди мероприятий "нового курса" значительная часть была посвящена аграрной сфере экономики. В мае 1933 года был принят закон о восстановлении аграрного сектора, в котором предпринималась попытка остановить негативные процессы, охватившие сельское хозяйство. Была создана Администрация регулирования сельского хозяйства (ААА), добивавшаяся повышения цен путем снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Низкая покупательная способность населения вела к тому, что люди не могли приобретать необходимые товары, которые в магазинах и на складах имелись в изобилии. Чтобы удержать падение цен и сократить товарные запасы, сельские предприниматели шли на беспрецедентные шаги по уничтожению материальных ценностей. Фермеры, добровольно соглашавшиеся на сокращение производства или уничтожение продукции, могли рассчитывать на премии из фонда, созданного за счет налога на продукцию предприятий по первичной переработке сельскохозяйственного сырья. В течение 1933-1935 годов премиальные платежи на эти цели составили 966 млн долл. Следует отметить, что премии в основном доставались наиболее крупным фермерам, которые могли относительно безболезненно сокращать посевные площади, сохраняя при этом высокий уровень своих доходов. Для мелких же фермеров принудительное сокращение посевных площадей означало полное разорение.

В первый же год действия этого закона посевные площади под пшеницей были сокращены на 7,5 млн акров, было запахано 10 млн акров созревшего хлопчатника. Государство закупило и уничтожило 6,2 млн свиней, 8 млн голов крупного рогатого скота. Сохранилось множество свидетельств той поры, когда пшеницу сжигали в топках паровозов, молоко выливали в море, на полях запахивали посевы кукурузы, картофеля и т.д. А в это самое время миллионы американцев голодали и нищенствовали.

ААА разработала механизм рефинансирования фермерских долгов, достигших к началу 1933 года 12 млрд долл. Рефинансирование происходило путем сокращения процентов по ипотечной задолженности и удлинения сроков погашения долгов. С мая 1933-го по октябрь 1937 года было выдано 2,2 млрд долл. кредитов, а также принято 37% всех долговых обязательств фермеров. Все это в какой-то мере позволило улучшить положение в сельском хозяйстве. Доходы фермеров в среднем в 1936 году повысились на 50%. Однако мелким фермерам уже

не могли помочь те меры правительства, которые были направлены на упорядочение фермерского кредита. Льготными кредитами могли воспользоваться лишь хозяйства, не имевшие долгов, чья продукция была конкурентоспособна. По всей стране прокатилась волна аукционов, где распродавалась фермерская собственность. В течение 1933- 1936 годов было продано за неуплату долгов и налогов 600 тыс. ферм, или примерно 10% от их общего числа.

В продолжение "нового курса" в марте 1936 года был принят закон о сохранении плодородия почв и квотах для внутреннего рынка. Учитывая предыдущий опыт, когда крупные фермеры, злоупотребляя доверием правительства, получали неадекватные потерям субсидии, премии по этому закону стали выплачивать в зависимости и от плодородия изъятых из обращения угодий, а не только от размера сокращаемых площадей. Средства для поощрения фермеров выделялись из общего бюджета и составили 500 млн долл.

И лишь в 1938 году была утверждена концепция "всегда нормальной житницы", по которой паритет цен достигался не за счет уничтожения излишков продукции, а путем поддержания стабильно высоких цен. Премии фермерам стали выплачивать в счет еще не проданных товаров. Одновременно американское правительство всемерно поддерживало политику демпинговых цен за границей, стимулировало экспорт пшеницы и хлопка, выдавая за это премии.

Проведение "нового курса" в сельском хозяйстве приостановило разорение фермеров, сократило ипотечную задолженность на 2 млрд долл., повысило общие денежные доходы фермерских хозяйств (включая государственные премиальные платежи) с 4,7 млрд долл. в 1932-м до 8,5 млрд долл. в 1939 году.

"Новый курс" Ф. Рузвельта был направлен на решение многочисленных социальных проблем, и прежде всего одной из главных для Америки - безработицы. В марте 1933 года был принят закон о помощи безработным, в связи с чем была создана Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с советником президента Гарри Гопкинсом. В частности, эта администрация организовала систему общественных работ, на которую правительство ассигновало более 4 млрд долл.

В эти работы были вовлечены прежде всего молодые люди от 18 до 25 лет, жившие в специальных трудовых лагерях в течение шести месяцев на полном государственном обеспечении. К тому же каждый из них получал 30 долл. в месяц, из которых 25 долл. следовало отправить семье. Молодежь принимала участие в строительстве дорог, плотин,

в благоустройстве лесов и парков. Всего в трудовых лагерях работало более 2 млн человек.

Кроме того, безработные направлялись на строительство скоростных автострад, аэропортов, мостов и других объектов. Они работали на судостроительных верфях, в речных портах и т.д. Всей этой трудовой деятельностью руководила Федеральная администрация общественных работ во главе с министром внутренних дел Г. Икесом, которой были выделены государственные средства на сумму более 3,3 млрд долл. Зимой 1933-1934 годов по линии еще одного ведомства - Администрации гражданских работ - было израсходовано 933 млн долл., что позволило обеспечить занятость еще более 4 млн человек.

И все же, несмотря на огромные усилия, предпринятые администрацией Ф. Рузвельта, первые два года реализации "нового курса" не дали заметных результатов - обстановка в стране оставалась напряженной, оздоровление в экономике не наступало. В преддверии новых выборов 1936 года рабочее движение угрожало лишить президента поддержки.

В целом по стране в 1933-1939 годах бастовало более 8 млн человек. Наибольшее распространение получили "сидячие забастовки", когда часть рабочих оставалась на своих рабочих местах, а остальные круглосуточно пикетировали предприятия. Все это способствовало юнионизации рабочего движения, т.е. возникновению различных общественных организаций, профсоюзов почти во всех отраслях хозяйства, даже там, где предприниматели особенно противились их созданию. В 1936 году все рабочие организации вошли в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.

К концу Первой мировой войны численность Американской федерации труда (АФТ) была наибольшей и составляла около 4 млн человек. Затем, в 1920-х годах, АФТ пришла в полный упадок, и прежде всего из-за серьезной кампании, развернутой предпринимателями против профсоюзов.

В 1930-х годах произошли важные перемены, которые возродили организованное рабочее движение и ускорили его развитие. Изменилось отношение федерального правительства к профсоюзам: оно стало не враждебным, а благожелательным. В условиях Великой депрессии был принят ряд законов, защищавших интересы рабочих, поскольку правительство надеялось, что сильные профсоюзы помогут ослабить последствия кризиса. Следует отметить, что еще в 1932 году, т.е. до принятия программы Ф. Рузвельта, был введен в действие

закон Норриса-Лагардиа, который по существу открывал дорогу профсоюзам. Согласно этому закону затруднялось получение судебных предписаний против рабочих организаций, объявлялись недействительными "желтые обязательства".

Для урегулирования социальных проблем правительство демократов пошло на еще большие уступки рабочему движению, что означало переход ко второму этапу "нового курса". В июле 1935 года был принят национальный закон о трудовых отношениях, получивший название закона Вагнера по фамилии его автора - сенатора Р. Вагнера. По этому закону рабочие получали право организовывать профсоюзы, а предпринимателям запрещалось их преследовать за участие в профсоюзах и забастовках, увольнять или притеснять за дачу показаний в суде при решении трудовых споров и т.д.

Для разрешения конфликтов между предпринимателями и профсоюзами (и рабочими) было создано Национальное управление по трудовым отношениям, постановления которого могли быть опротестованы лишь в арбитражных судах. Правда, закон Вагнера не распространялся на многие категории трудящихся: сельскохозяйственных рабочих, домашнюю прислугу, государственных служащих и пр. И все же этот закон расценивался как серьезный успех в деле сглаживания социальных противоречий, поскольку ставил трудовые отношения на правовую основу.

В 1936 году был образован Комитет (Конгресс) отраслевых профсоюзов, а к 1935 году восстановлена прежняя численность членов АФТ - 4 млн человек (к 1947 году она увеличилась до 15 млн).

Почти одновременно с законом Вагнера был принят закон о социальном страховании, по которому в стране вводилось страхование по старости, инвалидности и безработице. В страховании по безработице участвовали совместно федеральные и местные власти. Источником средств в основном служило налогообложение предпринимателей в объеме 1-3% от фонда заработной платы. Пособия составляли в среднем 11 долл. (или 36% от заработной платы) и выплачивались в течение 9,4 недели. Пенсионное обеспечение осуществлялось целиком за счет федерального центра. Пенсионный фонд пополнялся путем отчислений не только с рабочих и служащих, но и с работодателей. Пенсии выплачивались гражданам, достигшим 65-летнего возраста.

Все эти и другие социально-экономические мероприятия, входившие в "новый курс", были рассчитаны на то, чтобы обновить экономику страны, сгладить последствия невиданных социальных потрясений

в годы Великой депрессии, удержать все слои населения от радикальных шагов, направленных против традиционных ценностей, сложившихся в американском обществе.

Говоря об этом периоде экономической истории США в целом, следует отметить решительную позицию Ф. Рузвельта, которая привела к тому, что правительство страны впервые в условиях мирного времени стало играть значительную роль в экономике. Реформы 1930-х годов подтвердили тезис о необходимости гибкого и умеренного регулирования рыночного хозяйства со стороны государства.

Во время избирательной кампании 1936 года вокруг Ф. Рузвельта сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, которая помогла ему одержать победу на выборах. В 1937 году он смог приступить к реформе высшей судебной инстанции страны - Верховного суда, поскольку все его члены были назначены еще прежними президентами и относились к мероприятиям "нового курса" весьма сдержанно. Так, еще в 1935 году, когда самые тяжелые кризисные годы остались позади, Верховный суд по предложению крупнейших монополий признал неправомерными и отменил законы о восстановлении промышленности и аграрного сектора. В полном смысле слова они действительно были лишь подзаконными актами президентской администрации. И понадобилась долгая борьба, чтобы провести их снова через Конгресс уже в качестве законов.

В 1934-1937 годах американской экономике удалось достигнуть уровня 1929 года, но в 1937-1938 годах разразился новый кризис, ударивший по экономике США сильнее, чем в других странах. За эти два года она оказалась отброшенной примерно на 15 лет: объем промышленного производства снизился на 36%, выплавка стали - на 44%, выпуск автомобилей - более чем наполовину. В 1938 году Ф. Рузвельт начал проводить план так называемой подкачки насоса, т.е. увеличения совокупного спроса путем осуществления государственных вложений в экономику, что позволило заметно оживить ее, а число сторонников экономической программы Дж. Кейнса в стране существенно возросло.

В целом же в 1930-е годы в американской промышленности усилилась концентрация производства, что было реакцией на кризисные явления, поскольку крупным корпорациям легче выжить в таких условиях. Например, в конце 1930-х годов на самых крупных предприятиях (с производством продукции не менее 1 млн долл.), которые составляли всего 5,2% от общего количества предприятий США, было занято 55% всех рабочих и выпускалось 67,5% валового промышленного продукта страны.

Но несмотря на вполне успешное проведение "нового курса", темпы развития экономики США в 1930-х годах были более медленными, чем в других промышленно развитых странах. В 1929-1937 годах доля США в мировом промышленном производстве (за исключением СССР) снизилась с 48% до 42%, а доля в мировом экспорте с 42,2% в 1926-1929 годах до 32,3% в 1936-1938 годах.

Тем не менее в ряде регионов мира американцам удалось потеснить своих конкурентов. Так, в 1930-е годы американские корпорации стали активно использовать месторождения ближневосточной нефти, и в 1938 году они контролировали уже до 14% ее добычи. Особенно сильное влияние американских капиталов ощущалось в латиноамериканских странах и Канаде, где общая сумма этих инвестиций к 1940 году увеличилась по сравнению с 1929 годом на 30% и составила 7,7 млрд долл.

В целом же на мировых рынках США испытывали сильное давление со стороны Германии, Японии, Италии, что вело к обострению отношений между ними. В то же время американское правительство закрывало глаза на агрессивные действия этих стран по отношению к государствам Европы, Азии, Африки. Политика "невмешательства", проводимая Англией и Францией и поддерживаемая американским руководством, способствовала подготовке к новой мировой войне.

В 1935-1937 годах американский Конгресс принял несколько актов, которые все вместе составляли законодательство о нейтралитете США по отношению к военным действиям, проводимым на других континентах. Было запрещено не только экспортировать оружие и военные материалы в конфликтующие страны (в том числе и туда, где шла гражданская война), но и предоставлять им займы и кредиты. На практике мощные фирмы ВПК всячески обходили эти законы. Так, они осуществляли регулярные поставки стратегического сырья и вооружения в Германию и Японию, что содействовало подготовке этих стран к войне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: