Особенности общественного движения в России в XIX в

Идейная борьба и общественное движение в России в I половине

XIX в.

Следует заметить, что в I половине XIX в. во всем мире (а не только в

России) обострилась идейная борьба в обществе. В Европе проходит череда революций, охвативших крупнейшие европейские государства. Высшей

точкой этого процесса стала европейская революция 1848 г. Основным содержанием этих революций стала борьба за окончательное упразднение феодально-абсолютистских порядков, переход к более передовым формам

государственно-политического устройства - конституционным монархиям и буржуазным республикам. Кроме того, в ряде европейских стран (прежде всего в Германии и Италии) революционное движение усиливалось

необходимостью образования единого национального государства, преодолением национальной раздробленности. Не осталась в стороне от общеевропейского процесса и Россия. Основной движущей силой

революционного процесса в России стало осознание архаичности существующей в России модели государственно-политического устройства, необходимости ее реформирования.

Важно подчеркнуть, что основными причинами роста общественного движения являлись:

- растущее понимание со стороны населения тенденции отставания

России от передовых стран;

- народные волнения;

- формирование антикрепостнической идеологии, подъем национального самосознания, споры о будущем страны, ее месте в мировой

истории.

Особенностью российского утверждения капиталистических отношений стало то, что на раннем этапе политические требования

предъявляло дворянство, а не буржуазия. Крупнейшим событием на этом этапе стало движение декабристов.

Следует обратить внимание на ранний период развития движения

декабристов: причины, характер, первые тайные общества декабристов

(«Союз спасения», «Союз благоденствия»).

Необходимо проанализировать основные документы Северного и

Южного общества декабристов («Конституция» Н.Муравьева, «Русская правда» П.Пестеля), разобраться в отношении декабристов к государственному устройству, решению аграрного и национального вопросов.

В 1824-1825 гг. встал вопрос о непосредственной подготовке военного восстания. Намечалось совместное выступление Северного и Южного обществ на лето 1826 года. Однако, смерть Александра I 17 ноября 1825

года и известие о том, что правительство знает о заговоре, заставили декабристов изменить планы. Было решено 14 декабря 1825 года в день принесения присяги Николаю I захватить царя и Сенат и принудить их к

введению конституционного строя, объявить созыв Великого Собора со всей России.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной

политики Николая I привели к ожесточению общественного движения. Началось формирование трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Анализируя консервативное направление, необходимо указать, что

консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия, крепостного права. В 1832 г. министр народного просвещения С.С.Уваров создал теорию официальной народности, которая стала опорой самодержавия до 1917 г. Консерваторы делали вывод о невозможности и ненужности коренных изменений в России, о необходимости укрепления «самодержавия, православия, народности» (как основополагающих ценностей русского народа и государства в их неразрывном единстве).

Нужно отметить, что либеральное направление общественной мысли включало в себя два течения, споривших о путях развития России -

«славянофилов» и «западников». Их названия условны. Суть спора в том,

что брать в основу развития России: коллектив (общину) или личность.

«Славянофилы» (А.С.Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, братья Киреевские) выдвигали концепцию традиционного, общинно- православного пути развития России. С их точки зрения, Россия имела свой собственный путь развития, отличный от западноевропейского. Для России не подходила европейская модель государственно-политического устройства.

Взгляды «западников» (историк С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский и К.Д.

Кавелин, писатели И.И.Панаев и В.П.Боткин) сводились к следующему:

- общность и растущая взаимосвязанность русского и европейского исторического процесса;

- Россия должна идти путем, пройденным Западом, по возможности избегая его ошибок;

- целью и средством прогресса должна быть не община, а личность

человека;

- впервые был поставлен вопрос о правовом обеспечении свободы личности.

И «славянофилы», и «западники» видели в революции величайшее несчастье. Они отстаивали мирное преобразование страны на реформаторском пути.

Необходимо проанализировать революционно-демократическое

направление (радикальное), которое представляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев. Они пришли к выводу об общности российского и европейского исторического прогресса, призвали использовать опыт, пройденный более культурными народами Европы. По мере размежевания с либерализмом «западников» они все более начинали выражать интересы крестьянства. Восприняв в начале 30-х гг. ХIХ в. идеи утопического социализма, А.И.Герцен и Н.П.Огарев связали их с общественными потребностями России. Революционный демократизм как идеология крестьянства, едва зародившись, таким образом, слился в России с социализмом. Обращение революционных демократов к социализму не вытекало из внутреннего опыта развития страны. Россия стояла на пороге капитализма, и обращение к социализму как к антикапиталистическому учению было опережением развития общественной мысли, утопией.

А.И.Герцен и Н.П.Огарев в 50-е гг. пересмотрели свои западнические взгляды. Они развили теорию «русского крестьянского социализма», пополнив ее, в отличие от «славянофилов», революционным содержанием. Суть этой теории заключалась в следующем:

1. Уничтожение крепостного права и наделение крестьян землей.

2. Общинная собственность на землю.

3. Развитие заложенных в общине коллективных начал и переход,

минуя капитализм, к социализму раньше стран Запада.

4. Распространение крестьянского самоуправления на город и государство: национальное единство страны; развитие частных прав и т.д.

Развивали и популяризировали теорию «крестьянского социализма»

Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.

Утопизм в теории вел революционных демократов к порочной практике, к тому, что постепенно изживалась боязнь совершить антигосударственные поступки, в общественное движение включались

«низы» общества. А вступление в политику новых сил всегда приводило к

эксцессам.

Таким образом, в первой половине ХIХ в. начался кризис феодально-

крепостнической системы России. Он сказался на политике и практике правительственного, либерального и революционного течения

общественной жизни страны.

Идейная борьба и общественное движение в России во II половине

XIX в.

Рассматривая данный вопрос, обратить внимание на то, что:

- во II половине XIX в. наметилось определенное сближение разных идейных направлений, однако процесс реализации либеральных преобразований 60-70-х гг. обострил и углубил идейно-политическое противостояние в обществе;

- реформа 1861 года не удовлетворила радикально настроенную общественность. Ее вдохновителем становится Н.Г.Чернышевский (революционер-демократ);

- на протяжении 60-х годов появились революционные организации:

«Земля и воля» (1862-1864), кружок Н.А. Ишутина (член которого

Д.В.Каракозов в 1866 году стрелял в Александра II), «Народная расправа» (1869) под руководством С.Г.Нечаева и др.

На рубеже 60-70-х гг. в среде разночинной интеллигенции формируется идеология революционного народничества. Зачатки этой

идеологии можно обнаружить в трудах Герцена и Чернышевского, а свое законченное выражение она обрела в работах М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева. С их точки зрения, Россия сохранила уникальность развития в

виде крестьянской общины. Рассматривая крестьянскую общину как зародыш социализма, народники мечтали о быстром и безболезненном переходе к новому идеальному строю, минуя капитализм.

В конце 60-х - начале 70-х гг. в России в молодежной студенческой

среде возникает ряд кружков, члены этих кружков в 1874 году начинают массовое «хождение в народ». Целью «хождения в народ» была агитация крестьянства с целью поднять его на борьбу с самодержавием, создать революционную ситуацию в стране. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось. Крестьянство оказалось не восприимчивым к революционной агитации народников.

В 1876 году возникает «Земля и воля» - организация, игравшая в пропагандистской деятельности роль координационного центра. Отказавшись от идей спонтанного, стихийного бунта, народники пытались организовать в деревне опорные пункты для организованного восстания. В

1879 году происходит идейный, а затем и организационный раскол «Земли и воли». Она распадается на две новые организации «Черный передел» и

«Народную волю». Наличие у «Черного передела» и «Народной воли» жесткой внутренней дисциплины и организации, политических программ позволяет квалифицировать их как первые политические партии. «Черный передел» (лидер Г.В.Плеханов) остается на старых позициях: путем

пропаганды подготовить крестьянскую революцию. «Народная воля» (А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер и др.) на первый план выдвинула политическую борьбу. Главным средством борьбы члены

этой организации выбрали индивидуальный террор, с помощью которого они надеялись развалить существующий строй. В рамках историко- политического подхода следует обратить внимание на то, что

индивидуальный террор народовольцев заложил традиции политического террора в истории России. Именно террор, но теперь уже в массовых масштабах был взят на вооружение большевиками в период революции и гражданской войны.

В 1880-1890 гг. важным фактором общественной жизни стало рабочее движение. Протест нарождавшегося рабочего класса выражался, в первую

очередь, в стачках, наиболее крупная из них - на Никольской мануфактуре

Т.С.Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г.

В этот же период позиции в российском обществе начинает завоевывать марксизм. Своей целью марксизм видит построение

социалистического общества, общества свободного от эксплуатации, социальной несправедливости, угнетения. Главным фактором общественно- политического развития марксизм считает классовую борьбу, а основным

классом, который должен осуществить создание социалистического общества - пролетариат. В конце XIX века народническая идеология постепенно утрачивает свои позиции и уступает лидирующее положение

идеологии марксизма. В эмиграции в Женеве в 1883 году возникает первая русская марксистская организация - группа «Освобождение труда» во главе с эмигрировавшим Г.В. Плехановым. В 80-х годах марксистская литература

широко расходится среди интеллигенции и студенчества. Начинают возникать марксистские кружки. Важнейшим событием в политической жизни России становиться создание в 1898 г. Российской социал- демократической рабочей партии (РСДРП), стоящей на марксистских

позициях. Одним из лидеров РСДРП становится В.И. Ульянов (Ленин) -

будущий основатель Советского государства.

Таким образом, оценивая основные тенденции развития общественно-

политической мысли и политических организаций в России XIX века можно сделать следующий вывод. При всей многогранности и многоплановости политической жизни России рассматриваемого периода в ней можно выделить две доминирующих тенденции. Первая - реформаторская, предусматривающая модернизацию существующей в России государственно-политической системы путем эволюционных преобразований. Вторая - революционная, считающая единственно возможным путь насильственного, вооруженного свержения существующего режима. Основным вопросом, стоящим перед российским обществом к концу XIX - началу XX вв. был вопрос выбора между этими двумя направлениями. Убийство императора Александра II и последовавшее за этим окончание его реформаторской деятельности, контрреформы Александра III, полностью исключающие какую-либо модернизацию существующей государственно-политической системы привели к тому, что окончательная победа осталась за революционным направлением. Именно общественно-политическая ситуация конца XIX- начала XX вв. - «замораживание» существующей политической ситуации, полное нежелание власти проводить реформы в значительной степени

предопределили крах Российской империи и революционные потрясения

1917 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: