Сценарий «Фокус-групп» по актуальным проблемам практической журналистской деятельности

Выборка: участники областных и региональных семинаров журналистов областных и городских СМИ региона Урала, проходивших в 1996–2003 гг., а также студенты заочного отделения факультета журналистики УрГУ, проработавшие не менее двух лет в СМИ.

Условия: численность групп – 8–12 человек; члены группы до начала дискуссий не информировались о ее теме и целях; модератором во всех случаях был В.Ф. Олешко; модератор не навязывал свое мнение, а лишь управлял дискуссией; средняя длительность дискуссии 80–90 минут.

Процедура: дискуссия, как правило, проходила в форме «круглого стола» и записывалась на диктофон. После чего запись подлежала расшифровке и полученные стенограммы служили основой для отчета.

1. 1. Творческая индивидуальность в журналистике: вводная часть; методологические обоснования темы дискуссии (длительность – не более 20–25 минут):

– Как вы считаете, что включает в себя понятие «индивидуальность» в соотнесении с практической журналистской деятельностью? (ответы желательно получить у каждого респондента).

– А может быть кто-то из присутствующих скажет – в чем заключается творческая индивидуальность кого-либо из известных всем журналистов?

– В последующем углубить дискуссию по отдельным понятиям и составляющим.

Критерий творческой индивидуальности:

а) Умение увидеть «необычное в обычном»; поиск («добывание») информации; умение «хранить» и систематизировать ее; «трансформация» имеющейся информации в различные формы; индивидуальные технологии творческой деятельности.

б) Оригинальность авторского стиля подачи информации; обостренное чувство потребностей аудитории; единичность методов творческой деятельности и отдельных приемов.

в) Применение на практике метода социально-психологического моделирования деятельности безличного и индивидуального коммуникатора.

2. 2. Дискуссия по поводу применения на практике индивидуальных технологий журналистской деятельности (30 минут):

– Мог бы кто-то из присутствующих рассказать о своих индивидуальных технологиях творческой деятельности?

– Если дискуссии сразу не получается, то совместно выделяем и обсуждаем какой-либо яркий пример из последней практики центральных СМИ, но постепенно возвращаемся к основной теме и творчеству присутствующих (для этого модератор заранее знакомится с несколькими материалами данных авторов или просматривает местные телепрограммы).

– Каковы критерии эффективной деятельности журналиста?

– Считают ли респонденты целесообразным, продуктивным применение метода социально-психологического моделирования деятельности коммуникатора в практике городских и районных СМИ?

3. 3. Механизм реализации технологий массово-коммуникационной деятельности (30 минут):

– Какие из технологий индивидуальной творческой деятельности журналистов вы считаете наиболее продуктивными и приемлемыми для повседневной практической деятельности? Почему?

– Можно ли к ним отнести и технологии организации диалоговых отношений с аудиторией СМИ, технологии игрореализации, какие-то другие?

– Как вы считаете, существуют ли для их реализации какие-либо ограничения профессионально-этического характера? Может быть назовете еще какие-либо ограничения?

– Что бы вы в связи с этим могли сказать о законодательной базе в сфере средств массовой информации? Какие стороны, аспекты деятельности СМИ оказались неохваченными? Есть ли у кого-либо из присутствующих конструктивные предложения?

– Какие еще проблемы деятельности региональных и местных СМИ, незатронутые в дискуссии, необходимо, на ваш взгляд, обсудить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: