Регуляция эмоционального напряжения
Эмоциональное напряжение может совершенно исказить ход общения. Зачастую оно ставит непреодолимый барьер слушанию, пониманию, действию и самовыражению. С этой точки зрения к эмоциональному напряжению можно относиться как к шуму, который препятствует восприятию и искажает открытые и ясные сигналы. Однако с другой стороны, эмоциональное напряжение само является важным сигналом, и поэтому устойчивость по отношению к действию «шума» должна сочетаться со способностью воспринимать этот шум как сигнал и откликаться на него.
Иными словами, нечувствительность должна сочетаться с чувствительностью.
В последние годы внимание специалистов, занимающихся пробле мами организационного поведения, все чаще привлекает понятие эмоционального интеллекта.
По мнению Даниэля Голмана, эмоциональный интеллект в два раза более важен для успеха карьеры, чем общий интеллект или техническая компетентность.
Эмоциональный интеллект — это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Он включает самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость. В организациях, где происходят быстрые изменения, именно эмоциональный интеллект может определять, кто получит продвижение и кого обойдут, кто будет уволен и кто останется.
|
|
Техники регуляции эмоционального напряжения
Список этих техник сложился исторически. Он не является классификацией. Это лишь перечень, элементы которого характеризуются разной степенью операциональности и обобщенности. Например, техника «проявление интереса к проблемам партнера» является скорее стратегией, которая может быть осуществлена с помощью других техник.
Снижают напряжение: | Повышают напряжение: |
1 Подчеркивание общности с партнером (сходства целей, интересов, мнений, личностных черт и др.) | 1. Подчеркивание различий между собой и партнером |
2. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах | 2. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера, приуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего |
3. Вербализация эмоционального состояния: а) своего; б) партнера | 3. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего; б) партнера |
4 Проявление интереса к проблемам партнера | 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера |
5. Предоставление партнеру возможности выговориться | 5. Перебивание партнера |
6. В случае вашей неправоты, немедленное признание ее | 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее |
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации | 7. Поиск виноватых и обвинение партнера |
8. Обращение к фактам | 8. Переход на «личности» |
9. Спокойный уверенный темп речи | 9. Резкое убыстрение темпа речи |
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела | 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз |