Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает выделение в учебных планах вузов времени, которое отводится студентам на самостоятельную (внеаудиторную) работу (33 академических часа). Самостоятельная работа - это составная часть учебной работы, цель которой закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовка к предстоящим занятиям, зачетам или экзаменам.
Как правило, выделяют три вида самостоятельной работы.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя в рамках расписания занятий. Обычно это не более 5–7 % от учебного времени, которое отводится на изучение дисциплины. Основная цель данного вида занятий - обучение студентов методам самостоятельной работы с учебной литературой, законодательством, иными нормативно-правовыми актами.
Самостоятельная работа студента, планируемая им лично. Данный вид обычно осуществляется в свободное от занятий время и заключается в самостоятельном изучении нормативных правовых актов, чтении учебной и научной литературы, периодических юридических изданий. В ходе неё предполагается, что студенты могут повторять пройденный материал, доработать конспекты лекций, изучить те или иные проблемы определенной отрасли права самостоятельно, готовить доклады (рефераты), выполнять курсовые и контрольные работы, решать задачи.
|
|
Студентам рекомендуется посещать консультации, проводимые преподавателями, которые имеют часто индивидуальный характер. По мере необходимости, могут проводиться групповые консультации. На консультациях студентам оказывается помощь в освоении наиболее сложных вопросов учебного курса, уяснении отдельных проблем современного права.
Самостоятельная работа по отдельным учебным темам на основе соответствующих заданий. Задания разрабатываются кафедрой на основании учебного плана, учебной программы и тематического плана изучения дисциплины в учебном заведении. Студент обязан выполнить все пункты (разделы) задания, что, в конечном счете, поможет ему освоить весь учебный материал и хорошо подготовиться к семинарскому занятию.
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов, которая позволяет организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля, среди которых выделяют:
|
|
- контроль знаний и умений студентов в начале изучения новой дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения темы курса;
-самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.