Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания
личности гражданина России является ключевой задачей совре
менной государственной политики Российской Федерации. За
конопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики
и социальной сферы, качество труда и общественных отноше
ний — всё это непосредственно зависит от принятия граждани
ном России общенациональных и общечеловеческих ценностей
и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9,
п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные прог
раммы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования обеспечивают реализацию фе
дерального государственного образовательного стандарта с учё
том типа и вида образовательного учреждения, образователь
ных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и
включают в себя учебный план, рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,
|
|
обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание
и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно нравственное развитие и воспита
ние обучающихся является первостепенной задачей современ
ной образовательной системы и представляет собой важный
компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно нравственного развития и воспитания
личности определяется в соответствии с базовыми национальны
ми ценностями и приобретает определённый характер и направ
ление в зависимости от того, какие ценности общество разделя
ет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно нравственное развитие и воспитание личности в
целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не
отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречи
вости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от
страны проживания и культурно исторической эпохи, форми
рующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе
определяется следующими положениями:
15
усилия общества и государства направлены сегодня на
воспитание у детей и молодежи активной гражданской пози
ции, чувства ответственности за свою страну;
общее образование, выстраивающее партнёрские отноше
ния с другими институтами социализации, является основным
институтом педагогического воздействия на духовно нравствен
ное развитие личности гражданина России. При этом основным
субъектом, реализующим цели духовно нравственного развития
|
|
и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы
их достижения на основе опыта и традиций отечественной пе
дагогики, собственного педагогического опыта, является педа
гогический коллектив общеобразовательного учреждения;
содержание духовно нравственного развития и воспитания
обучающихся, деятельность педагогических коллективов обще
образовательных учреждений должны быть сфокусированы на
целях, на достижение которых сегодня направлены усилия об
щества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспе
чивать духовно нравственное развитие и воспитание личности
обучающегося для становления и развития его гражданствен
ности, принятия гражданином России национальных и общече
ловеческих ценностей и следования им в личной и обществен
ной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются
различные социальные, профессиональные и этноконфессио
нальные группы, составляющие многонациональный народ
Российской Федерации. Соответственно духовно нравственное
развитие гражданина России в рамках общего образования осу
ществляется в педагогически организованном процессе осо
знанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
семейной жизни;
культурно регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой является
система ценностей, соответствующая традиционной российской
религии;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Духовно нравственное развитие и воспитание личности на
чинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые
ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение
для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье про
ецируются на отношения в обществе и составляют основу граж
данского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это
осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых
форм культурно исторической, социальной и духовной жизни
16
его родного села, города, района, области, края, республики.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и соци
альное окружение наполняются конкретным содержанием та
кие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля»,
«родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно нравственного развития
гражданина России является принятие культуры и духовных
традиций многонационального народа Российской Федерации.
Российскую идентичность и культуру можно сравнить со ство
лом могучего дерева, корни которого образуют культуры много
национального народа России. Важным этапом развития граж
данского самосознания является укоренённость в этнокультур
ных традициях, к которым человек принадлежит по факту сво
его происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности — это выс
шая ступень процесса духовно нравственного развития личнос
ти россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.
Россиянином становится человек, осваивающий культурные бо
гатства своей страны и многонационального народа Российской
Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство
и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно нравственного развития гражда
нина России является открытость миру, диалогичность с други
ми национальными культурами.
Программы духовно нравственного развития и воспитания
школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразо
вательными учреждениями совместно с другими субъектами
социализации, должны обеспечивать полноценную и после
довательную идентификацию обучающегося с семьёй, куль
турно региональным сообществом, многонациональным наро
|
|
дом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым
сообществом.