Изучение дисциплины “Концепции современного естествознания” преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом культуры - естествознанием, и формирование целостного взгляда на окружающий мир. Необходимость изучения этой дисциплины вызвана тем, что сейчас рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность дисциплины.
Данная дисциплина представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных курсов астрономии, физики, химии, биологии, психологии, экологии и других естественных дисциплин, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.
|
|
Основными задачами курса в ВУЗах являются:
1. Понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры.
2. Понимание задач и возможностей рационального естественнонаучного метода.
3. Изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии, биологии и других естественных наук.
4. Формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.
5. Понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении природы.
6. Осознание проблемы экологии и общества.
7. Формирование представлений о революциях в естествознании и смене научных парадигм.
8. Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетике.
9. Понимание роли законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники.
В области концепции современного естествознания студент должен иметь представление:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о корпускулярной и континуальной теориях;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе;
- упорядоченности строения физических объектов, перехода их упорядоченного в неупорядоченные состояниях и наоборот;
|
|
- о самоорганизации живой и неживой природы;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и
мегамира;
- о взаимодействии химических, физических и биологических процессов;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- об биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы;
- о физических основах психики, социального поведения, экологии и здоровье человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы кафедра организует чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы. Поэтому процесс изучения состоит из следующих этапов: 1) проработка лекций; 2) самостоятельная работа с учебниками и учебными пособиями; 3) выполнение контрольной работы; 4) прохождение лабораторного практикума; 5) сдача зачетов и экзаменов.
В процессе изучения дисциплины каждый студент должен выполнить контрольную работу.
Во время экзаменационно-лабораторных сессий проводятся лабораторные работы. Цель лабораторного практикума – не только изучить те или иные явления природы, убедиться в правильности теоретических выводов, приобрести соответствующие навыки в обращении с приборами, но и более глубоко овладеть теоретическим материалом.
На экзаменах и зачетах в первую очередь выясняется усвоение основных теоретических положений программы и умение творчески применять полученные знания к решению практических задач. Сущность явлений, законов, процессов должна излагаться четко и достаточно подробно; решать задачи необходимо без ошибок и уверенно. Любая графическая работа должна быть выполнена аккуратно и четко. Только при выполнении этих условий знания по дисциплине «Концепции современного естествознания» могут быть признаны удовлетворительными.
ЛИТЕРАТУРА