Деятельностный подход к построению образовательных стандартов

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на резуль­таты образования как системообразующий компоненткон­струкции стандартов.

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматриваются образова­ние, его главные цели. В отечественной психолого-педагогиче­ской науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования раз­витие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляю­щих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Культурно-исторический системно-деятельностный под­ход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Галь­перина, раскрывающих основные психологические закономер­ности процесса обучения и воспитания, структуру образователь­ной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что пси­хологические способности человека есть результат преобра­зования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразо­ваний. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эм­пирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). Обучение осу­ществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит органи­зация системы учебных действий.

Особенностью реализации деятельностного подхода при раз­работке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (та­кое построение целей позволяет обосновать не только способы действий,которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).

Если приоритетом общества и системы образования явля­ется способность вступающих в жизнь молодых людей само­стоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвест­ные задачи, то результат образования «измеряется» опытом ре­шения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разра­батывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. п. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов обра­зования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой ре­зультат нетрадиционно — в терминах «надпредметных» способ­ностей, качеств, умений.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повы­шает эффективность образования по следующим показа­телям:

• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

• более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, воз­можность их самостоятельного движения в изучаемой области;

• возможность дифференцированного обучения с сохранени­ем единой структуры теоретических знаний;

• существенное повышение мотивации и интереса к учению;

• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение зна­ний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход в образовательных стандартах поз­воляет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познава­тельных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет резуль­тат общего образования. Основные результаты обучения и вос­питания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, уме­ниями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, со­трудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Личностное развитие — готовность и способность уча­щихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе не­прерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбо­ра; развитие самосознания, позитивной самооценки и само­уважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою по­зицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответ­ственности за их результаты, целеустремленности и настойчи­вости в достижении целей, готовности к преодолению труд­ностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здо­ровью и безопасности личности и общества, и умения проти­водействовать им в пределах своих возможностей.

Социальное развитие — формирование российской и граж­данской идентичности на основе принятия учащимися демо­кратических ценностей, развития толерантности жизни в поли­культурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие — формирование у учащихся на­учной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логи­ческого, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетент­ности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совмест­ной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном об­суждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овла­дения вербальными и невербальными средствами коммуника­ции, позволяющими осуществлять свободное общение на рус­ском, родном и иностранных языках.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей па­радигмы образования, которая находит отражение в переходе: — от определения цели школьного обучения как усвоения зна­ний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции,обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

— от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач(т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

— от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

— от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы ре­зультаты общего образования должны быть прямо связа­ны с направлениями личностного развития и представле­ны в деятельностной форме.

Это, в частности, означает, что результаты общего образова­ния не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универ­сализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный кон­текст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На пер­вый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных ком­петенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав ос­новных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться — познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обес­печивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: