Абу Дауд и Ибн Маджа

Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает людей одеваться для пятничной молитвы как можно лучше. Упоминание о двух одеждах связано с тем, что некоторые сподвижники были очень бедны и имели только изар или одну накидку.

Таким образом ясно, что ислам побуждает всех своих последователей к поддержанию чистоты, о чём говорится во многих аятах Корана и хадисах, а это значит, что одна из его задач состоит в том, чтобы мусульмане постоянно следили за своей чистотой, одежды их распространяли аромат благовоний, а сами они - приятный запах чистого тела. Всё это было присуще посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чём сообщается в хадисе, приводимом имамом Муслимом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал:

Мне никогда не приходилось вдыхать аромата амбры, мускуса или чего-нибудь иного, более приятного, чем запах, исходивший от посланника Аллаха, ”.

Известно множество хадисов и других сообщений, в которых говорится о чистоте его тела и его одежды, а также о приятном запахе, исходившем от его тела, и благоухании его пота. Так, например, в одном из них говорится, что если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пожимал кому-нибудь руку, то после этого человек целый день ощущал приятный запах, исходивший от его руки. В другом сообщается о том, что если он, да благословит его Аллах и приветствует, возлагал руку на голову кого-нибудь из детей, то после этого его можно было узнать среди всех остальных детей по исходившему от него приятному запаху. Что же касается Аль-Бухари, то он приводит слова Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил по дороге, каждый из проходивших следом узнавал об этом по приятному запаху, остававшемуся после него. В другом сообщении говорится о том, что, однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который лёг отдохнуть после обеда в доме Анаса, заснул и вспотел, мать Анаса (Умм Суляйм, мать Анаса, была близкой родственницей пророка,) принесла бутылочку и стала собирать в неё капельки его пота. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и спросил: «Что это ты делаешь, о Умм Суляйм?» Она ответила: “Это твой пот: мы добавим его в наши благовония, ибо он пахнет как лучшие (из них) !” Муслим.

Так разве мусульмане более всего не нуждаются в том, чтобы пользоваться наставлениями этого великого посланника?!

К числу его наставлений, да благословит его Аллах и приветствует, относится и веление следить за своими волосами, приводить их в порядок и украшать так, как это узаконено в исламе. Об этом говорится в хадисе, который Абу Дауд приводит со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщая, что он сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть каждый из имеющих волосы относится к ним с должным уважением».

Под проявлением уважения к волосам в исламе подразумевается содержание их в чистоте, расчесывание, умащение благовониями и придание им красивой формы.

Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не нравилось, когда кто-нибудь не следил за своими волосами, в результате чего они становились растрёпанными и взъерошенными, а сам человек казался неким подобием злого духа. И он даже сравнивал человека, отличавшегося столь безобразным видом, с шайтаном, о чём говорится в хадисе, который имам Малик приводит в “Аль-Муватта” со слов Ата бин Йасара, да будет доволен им Аллах, сказавшего: “Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в мечети, туда вошёл какой-то человек с растрёпанными волосами и бородой, и посланник сделал ему знак рукой, как бы повелевая привести в порядок свои волосы и бороду. И он сделал это, а потом снова вернулся, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Разве это не лучше, чем появление любого из вас на людях с растрёпанными волосами, будто он шайтан?!»”

Поскольку благородный посланник сравнил человека с растрёпанными волосами с шайтаном, ясно, что ислам уделяет большое внимание хорошему внешнему виду и красивому обличью, отвергая неряшливость и неблагообразие.

Благородный посланник никогда не оставлял без внимания того, что касалось внешнего вида людей, и если видел неряшливо одетого и непричёсанного человека, обязательно порицал его за то, что он не следит за собой.

Имам Ахмад и ан-Наса‘и приводят со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что он сказал:

“Однажды посланник Аллаха,, зашедший навестить нас, увидел какого-то человека с растрёпанными волосами и сказал:

«Разве он не мог найти ничего, чтобы привести в порядок свою голову?!»“

Хороший внешний вид

Истинный мусульманин уделяет внимание своей одежде, и поэтому он всегда хорошо выглядит, хотя и не допускает никаких излишеств. Его вид приятен глазам людей и внушает их душам симпатию. Такой человек никогда не появляется на людях в неряшливой и изорванной одежде и всегда осматривает её, прежде чем выйти из дома, украшая себя в пределах разумного. Так всегда украшал себя посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед встречами со своими сподвижниками, не говоря уже о том, что он делал это перед встречами со своими жёнами.

Давая толкование словам Всевышнего:

{Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он создал для Своих рабов, и (всё) благое из (их) удела?”} “Преграды”, 32.

аль-Куртуби сказал:

“Макхуль передал, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Однажды группа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дожидалась его у дверей, и он вышел к ним. А в стене дома была ниша с водой, и он стал смотреть на своё отражение в этой воде, поправляя бороду и волосы на голове”.

Аиша сказала: “ И я спросила у него: “О посланник Аллаха, и ты делаешь это?!”

В ответ он сказал:

«Да, и если человек выходит к братьям своим, пусть приводит себя в порядок, ибо, поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное!»””

И мусульманин делает всё это в соответствии с учением ислама о необходимости придерживаться золотой середины во всём, иначе говоря, учением о необходимости придерживаться умеренности, которое не приемлет ни излишеств, ни упущений.

Аллах Всевышний сказал:

{...и те, которые, расходуя, не расточительствовуют, и не скупятся, а проявляют (умеренность, не впадая в) такие крайности.} “Различение”, 67.

Ислам побуждает своих последователей, особенно тех из них, кто занят делом исламского призыва, общаться с людьми, появляясь среди них подобно красивым родинкам, которые привлекают к себе внимание, а не вызывая своим видом презрение и отвращение у других. Поведение человека, который заботится о своей внешности столь мало, что это принимает отвратительные формы, под предлогом того, что это делается в знак отречения от мира и смирения, не имеет ничего общего с исламом. Так, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был господином отрекшихся от мира и смиренных, носил хорошую одежду и украшал себя для своих сподвижников и своих жён, так как считал, что человек, действующий подобным образом, тем самым демонстрирует другим, что Аллах оказал ему Свою милость.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою». Ат-Тирмизи и аль-Хаким.

В “Табакат” Ибн Са‘да (4/346) приводится хадис, в котором сообщается, что Джундуб бин Макис, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибывала делегация (от какого-нибудь племени), он надевал свои лучшие одежды, требуя от своих ближайших сподвижников поступать так же. И я видел, что в тот день, когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация от племени кинда, на нём были йеменские одежды, и таким же образом были одеты Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими».

Ибн аль-Мубарак, ат-Табарани, аль-Хаким, аль-Байхаки и другие мухаддисы приводят хадис, в котором сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды велел подать себе новые одежды и стал облачаться в них, а когда они дошли до его ключиц, он сказал: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу прикрыть свою наготу и чем я могу украсить себя в своей жизни!»” “Ат-таргиб ва-т-тархиб”, 3/93, “Книга об одежде и украшениях”.

Сообщается, что Абд ар-Рахман бин Ауф 2, да будет доволен им Аллах, носил плащ (или: ...одежду) ценой в пятьсот или четыреста 3. “Табакат” Ибн Са’да, 3/131.

Известно, что в своё время Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, купил себе одежду за тысячу дирхемов и носил её.

И до тех пор, пока стремление украсить себя не превращается в излишнюю разборчивость, эти украшения продолжают относиться к числу благих украшений, которые Аллах не только дозволил Своим рабам, но и побуждал их к тому, чтобы они носили их.

Аллах Всевышний сказал:

{О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения молитвы 4. И ешьте и пейте, но не впадайте в крайности, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности! ~ Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он создал для Своих рабов, и (всё) благое (из еды и питья) из (их) удела?» Скажи: «В этой жизни они для тех,кто уверовал, (и) только для них в День воскресения» 5. Так подробно Мы разъясняем знамения людям знающим.} “Преграды”, 31 - 32.

В “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах:

Он сообщает, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не войдёт в рай тот, в сердце у кого было высокомерие весом хотя бы с одно зёрнышко». (Услышав это,) какой-то человек сказал: “Но ведь человек хочет, чтобы одежда его была красивой и чтобы сандалии его были красивыми!” 6 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это —отрицание истины 7 и презрение по отношению к людям».

Именно так понимали это благородные сподвижники и последовавшие за ними с чистыми сердцами и именно этого они придерживались. Вот почему имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, отличался своим хорошим внешним видом, носил красивую одежду, употреблял благовония и всегда стремился к изысканности в том, что он носил. При этом его стремление к украшению своего внешнего вида было столь сильным, что он побуждал к этому и других, подчас проявляя в этом большую настойчивость. Так, например, увидев, что один из его собеседников одет в изношенную одежду, он уединился с ним и предложил ему тысячу дирхемов, чтобы на эти деньги тот привёл себя в порядок. Этот человек сказал ему: “Поистине, я живу в достатке и богатстве и не нуждаюсь в этих деньгах!” Тогда Абу Ханифа с упрёком сказал ему: “А разве не известен тебе хадис, в котором сказано: «Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою»?! И поэтому тебе надо изменить свой внешний вид, чтобы твой друг не печалился из-за тебя!”

Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал людям соблюдать определённые правила личной гигиены, сказав:

«Пять вещей являются естественными: обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, удаление волос из подмышек и подстригание усов». Аль-Бухари и Муслим.

Уделение внимания красоте человеческого естества относится к числу тех вещей, к которым эта религия внушает любовь и к которым она вызывает желание у каждого из обладающих возвышенной природой и здоровым вкусом.

Однако подобное внимание к внешнему виду не доводит истинного и искреннего мусульманина до чрезмерного украшательства и излишней изысканности, когда нарушается то равновесие, на котором ислам основывает все свои законоположения. Сознательный мусульманин всегда и во всём придерживается умеренности, поскольку в своей жизни он ничего не делает в ущерб чему-либо другому.

Он ни в коем случае не должен забывать о том, что ислам, побуждающий людей украшать себя, уделять внимание своему внешнему виду и украшаться у каждого места совершения молитв 8, в то же самое время и предостерегает их от излишеств в украшениях, поскольку подобное может поработить человека в этой жизни, стать его основным желанием и его постоянной и большой заботой, о чём и свидетельствует благородный хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В бедственном положении находится раб динара и дирхема, катифы 9 и хамисы 10: если ему будет даровано это, он останется доволен, а если нет, то и довольным он не будет!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: