Муслим. И поэтому посланник Аллаха, , тратил всё то, что приходило к нему, раздавая эти богатства людям и ничего не припасая ни для себя

И поэтому посланник Аллаха,, тратил всё то, что приходило к нему, раздавая эти богатства людям и ничего не припасая ни для себя, ни для своей семьи. Ему было достаточно уже того, что он возвращал эти богатства нуждающимся, открывая с их помощью ожесточившиеся сердца, прививая душам такое качество как щедрость и показывая другим высший пример в проявлении щедрости.

Передают со слов Джубайра бин Мут‘има, да будет доволен им Аллах, что когда он вместе с пророком,, возвращался (в Медину) после битвы при Хунайне 117, бедуины стали приставать к нему с просьбами и, в конце концов оттеснили его к какому-то дереву, за ветви которого зацепился его плащ. И тогда пророк,, остановился и воскликнул:

“Верните мне мой плащ! Неужели же вы подозреваете меня в скупости?! Клянусь Аллахом, будь у меня столько скота, сколько здесь кустов терновника, я бы обязательно разделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни трусом, ни лжецом!” Аль-Бухари.

Поистине, та щедрость, которая была свойственна посланнику Аллаха,, являлась высшим образцом щедрости, далёкой от каких бы то ни было умыслов, интересов и всего сомнительного. Благородный посланник,, всегда проявлял щедрость в жизни, чтобы это стало примером для всех людей и они тоже пытались бы возвыситься до этого. И он утверждал, что человек окажется способным достичь в этом высокого уровня, когда великая суть веры воссияет в его душе, после чего он станет проявлять тем больше щедрости, чем больше будет приближаться к Аллаху. И он будет становиться тем щедрее, чем глубже станет осознавать, какое блаженство уготовал Аллах для тех щедрых и великодушных людей, которые расходуют свои средства на Его пути. Кроме того, чем прочнее будет его связь с Аллахом, тем глубже он сознает, какие плоды приносит щедрость, и тем щедрее окажутся его дары. Именно так поступал посланник Аллаха,, когда Джибрил, мир ему, встречался с ним во время рамадана, поскольку в дни этого благословенного месяца щедрость, которая всегда была свойственна посланнику, под воздействием частых встреч с ангелом проявлялась в ещё большей степени, ведь в этот период Джибрил встречался с пророком каждую ночь, вследствие чего его чистая душа до краёв наполнялась благом, приобретая всё новые и новые достоинства и становясь способной на всё новые и новые проявления великодушия и щедрости.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Посланник Аллаха,, был щедрейшим из людей на проявления блага, но наибольшую щедрость он проявлял во время рамадана, когда с ним встречался Джибрил, который встречался с ним во время рамадана еженощно, и которому посланник Аллаха читал (аяты) Корана118. И когда Джибрил встречался с посланником Аллаха,, он одаривал людей благом щедрее, чем вольный ветер”. Аль-Бухари и Муслим.

И неудивительно, что среди тех, кто составлял собой первое поколение мусульман, появились такие люди, которые сумели подойти очень близко к столь высоким проявлениям щедрости. Некоторые из них пожертвовали на пути Аллаха всем своим состоянием, как сделал это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, другие отдали половину, как сделал это Умар, да будет доволен им Аллах, третьи снарядили в поход целую армию, как сделал это Усман 119, да будет доволен им Аллах, а четвёртые отдавали наиболее ценное из того, чем владели, как поступил Абу-д-Дахдах, да будет доволен им Аллах, который на пути Аллаха пожертвовал в пользу бедных свои лучшие сады. Когда об этом поступке узнала его жена, она с радостью сказала ему: ”Прибыльная сделка, о Абу-д-Дахдах!” Можно привести в пример и множество других щедрых людей, которые отдавали предпочтение вечному перед преходящим и отказывались от богатства и наслаждений на пути Аллаха.

Они поступали так только потому, что были искренни по отношению к Аллаху Всемогущему и Великому и постоянно поддерживали с Ним связь, что и позволило им осуществлять эти высокие идеи на практике, не ограничиваясь одними только упоминаниями о них, что свойственно большинству богатых людей сегодня.

И в самом деле, если бы богачи, владеющие сегодня многими миллионами и миллиардами, выплачивали хотя бы обязательный закят с этих богатств, то в обществе не осталось бы и следа бедности, не говоря уже о том, что было, если бы они ещё и делали какие-нибудь пожертвования от своих щедрот. Однако руки этих богачей не доходят даже до выплаты закята, хотя они прекрасно знают, что закят является не просто обязанностью, но одним из столпов ислама. Если они и жертвуют что-нибудь, то всё сводится к жалким подачкам во время праздников или раздаче продуктов ограниченному количеству бедняков в некоторых мусульманских странах. Тем не менее когда наивные и простодушные люди видят толпы неимущих, которые стоят у их дверей, чтобы получить свою долю распределяемых ими крох, они начинают восхвалять их великодушие, считая, что те относятся к числу достойнейших и щедрейших. Эти наивные люди и не подозревают о том, что затраты на подобные раздачи не составляют и малой доли того, что богачи обязаны тратить на самом деле, и что раздавая свои подачки беднякам, они всего лишь пускают им пыль в глаза, создавая видимость того, что повинуются Аллаху и что-то расходуют на Его пути. Однако дела их не останутся втайне от Господа миров, который является Господом и богатых, и бедных, и им не избежать Его наказания, ибо и их касаются слова Всевышнего, который сказал:

{...а тех, которые копят золото и серебро, не расходуя этого на пути Аллаха, — порадуй их вестью о мучительном наказании ~ в тот День, когда (накопленное золото и серебро) будет раскалено в пламени ада и заклеймят им лбы их, бока и спины (и будет сказано им): ”Вот что скопили вы для себя, так вкусите же того, что вы копили!”} “Покаяние”, 34 – 35.

Посланник Аллаха,, постоянно приучал и побуждал своих благородных сподвижников к щедрости и искоренял в их душах любовь к накоплению, стремясь к тому, чтобы все они жили в достатке и чтобы накопленные богатства не обернулись для их обладателя бедой, мучениями и гневом Аллаха в День воскресения. И в этом благородный посланник,, являлся для них прекрасным образцом и высшим примером.

Сообщается, что однажды он отправился на аль-Баки‘ 120 в сопровождении Абу Зарра, которому сказал по пути:

«Поистине, в День воскресения богатые окажутся в убытке, кроме тех, кто щедро тратил свои средства должным образом 121 ». А когда перед ними появилась гора Ухуд, пророк,, сказал: «О Абу Зарр!» Он ответил: ”Вот я перед тобой, о посланник Аллаха, да стану я выкупом за тебя!” Тогда он сказал: «Не порадует меня, если окажется у семьи Мухаммада гора золота (весом с) Ухуд, а к вечеру останется у них хотя бы динар!» Или же он сказал: «…мискаль 122 ». Аль-Бухари и Муслим.

Истинный мусульманин проявляет щедрость независимо от того, сколь бы бедным он ни был и сколь бы малым ни оказалось его даяние, ведь исламу достаточно уже того, что он испытывает сочувствие по отношению к тому, кто ещё беднее его самого, и оказывается способным понять боль другого человека. И целый ряд аятов Корана и хадисов побуждает бедных расходовать хотя бы то немногое, что им по силам, для того, чтобы души их не разучились сочувствовать их братьям, а Аллах обещает таким людям, что будет приумножать и выращивать их даяние до тех пор, пока оно не уподобится высокой горе, если только приобретено оно было дозволенным путём.

Сообщается, что пророк,, сказал:

«У того, кто подаст милостыню, равную стоимости (хотя бы) одного финика и (взятую) из благоприобретённого – а Аллах не принимает ничего, кроме благого, — Аллах примет её Своей правой рукой, а потом начнёт растить её для подавшего подобно тому, как любой из вас растит жеребёнка, пока не станет она величиной с гору». Аль-Бухари и Муслим.

Для того, чтобы души не замыкались в себе и не переставали испытывать сочувствие к другим, а также для того, чтобы источники блага и сострадания в них не высохли, благородный посланник,, призывал их расходовать пусть даже и немногое, несмотря ни на какие затруднения, и предостерегал их от пассивности, замкнутости и скупости, указывая, что это ведёт к гибели и наказанию, и говоря им:

«Защитите себя от огня хотя бы половинкой финика!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: