Тема 1.2. Пространственный рисунок.
Для грамотного построения предметов в глубину картинной плоскости служит линейная перспектива. Слово «перспектива» в переводе с латыни означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Перспектива объясняет разницу размеров предметов в изображенном виде и натуре. При построении перспективы используются следующие понятия:
· линия горизонта – линия, определяющая высоту точки зрения;
· плоскость картины – поверхность листа бумагу или холста;
· точка схода – точка, в которой параллельные линии кажутся пересекающими.
Существуют разные схемы построения перспективы:
- перспектива с одной точкой схода используется при изображении кубических объектов со сторонами, параллельными плоскости картины. Горизонтальные и вертикальные линии на поверхностях, параллельных плоскости картины, изображаются перпендикулярно друг другу. Все остальные продолжающиеся линии сторон будут сходиться в одной точке на линии горизонта;
- перспектива с двумя точками схода применяется в случае, если только вертикальные ребра куба параллельны плоскости картины. Чем дальше друг от друга расположены точки схода, тем больше будет казаться расстояние между зрителем и объектом на картине.
|
|
Тема 1.3. Светотеневой рисунок.
В основе воздушной перспективы лежит использование тонального контраста как средства передачи пространства: всё, что находится на переднем плане, моделируется четче, плотнее по тону, рисующим штрихом. Чем дальше изображаемая форма от рисующего, тем уже тональная градация, менее контрастные отношения света и тени, штриховка сводится к легкой тушевке.
Одним из видов графического рисунка является светотеневой рисунок, в котором форма строится при помощи пятен, выполненных штрихом, с градацией от самых темных до самых светлых. Штрих наносится в различных направлениях, но желательно по форме предмета. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко.
Понятие тон означает светосилу и включает в себя передачу в рисунке не только светотени, но и различий в окраске предметов по светлоте (например: желтый светлее синего и фиолетового).
Распределение светотени по поверхности предмета передают при помощи тоновых переходов от светлого к темному:
· блик – самая светлое пятно или полоса на предмете, отражение источника света на поверхности;
· свет – освещенный участок предмета;
· тень – теневая сторона предмета.
Тень делится на собственную (на предмете) и падающую (ту, что отбрасывает предмет на плоскость стола, стены и т.п.). Размеры тени зависят от источника света и расстояние до него. Рефлексом называется отраженный свет от предметов на самой границе светлого и темного (посветление собственных и падающих теней отраженным светом).
|
|
Тема 2.1. Рисунок с натуры предметов геометрических форм.
Приступая к натюрмортам, сначала выполняют конструктивные рисунки, состоящие из плоскогранных геометрических тел и тел вращения. В рисунке показывают линии построения невидимых элементов геометрических тел. В первую очередь, находят наиболее подходящий ракурс, позволяющий выгодно показать всю постановку. Определяют то пространство, что «войдет» в рисунок. Намечают линию горизонта (условно дальний край стола). Определяют линейные размеры предметов, тем самым задавая масштаб рисунка. Затем строят основания всех предметов на плоскости стола, обозначают конструкцию в виде сквозного рисунка. Намечают падающие тени, исходя из направления источника света и оснований предметов.
Светотеневая моделировка форм предполагает: определение теневых зон, выявление самых сильных контрастов (на ближнем объекте). Для обобщения рисунка лист отодвигают на расстояние 2-3 метров и отмечают возникшие недочеты: излишнюю пестроту тональных пятен или, напротив, общий «серый» тон. В первом случае – обобщают мелкие пятна тона перекрытием повторным слоем штриховки. Во втором случае – выявляют контрасты переднего плана за счет усиления тени и выявления бликов и светлых плоскостей.
Тема 2.5. Драпировки в рисунке.
Для успешного рисунка драпировки следует учитывать сразу несколько характеристик: фактура материала, пластика складок, варианты крепления. Складки могут иметь различную форму: быть равномерными по всей длине, расширяться к низу конически, перетекать от одной точки опоры к другой.
Фактура ткани задает характер и количество складок. Легко драпирующиеся материалы (шифон, джерси…) ниспадают мелкими, мягкими складками. Плотные, фактурные ткани ложатся крупными блоками, иногда с заломами (тафта).
Построение драпировок начинается с определения их общих параметров (высота, ширина). Выделяются главные складки и отбрасываются второстепенные. Выстраиваются соотношения частей драпировки, конструкция. Тональный рисунок выполняется по принципу выявления света и тени, как в геометрических телах. Любое изменение точки опоры или смещения ее в пространстве вызывает изменение формы драпировки.
Тема 2.6. Натюрморт из предметов быта.
В натюрмортах чаще всего изображаются предметы быта, искусства, чучела животных, растения. При рисовании с натуры отдельных предметов усваиваются основные геометрические формы – шар, цилиндр, куб, конус, призма, пирамида, так как они лежат в основе форм всех предметов.
Этапы выполнения натюрморта:
· определить линейные размеры (соотношение длины к ширине) и отметить их на листе;
· зафиксировать объекты натюрморта на рисунке в виде простых геометрических фигур;
· установить пространственные рамки (линии стола, горизонта, глубину пространства);
· построить конструкцию предметов и фона;
· выявить объем при помощи светотеневой моделировки;
· обобщить рисунок.