Основные особенности внутреннего и внешнего анализа

Отличительный признак Вид анализа
внешний внутренний
Исполнители и пользователи широкий круг узкий круг доверенных лиц
Базовое информационное обеспечение публичная отчетность внутренняя информация
Круг решаемых задач отдельные темы комплексное исследование
Основная задача оценка имущественного и финансового состояния поиск резервов повышения эффективности деятельности
Цель проведения обоснование экономических решений обоснование управленческих решений
Характер использования результатов открытый закрытый
Унификация методики анализа достаточно высокая используются индивидуализированные разработки
Доминирующий временной аспект анализа итоговый оперативный и перспективный

Внешний и внутренний анализ являются таковыми не только из-за субъектов проведения, но и из-за характера информационной базы. В рамках внешнего анализа опираются в основном на бухгалтерскую финансовую отчетность, которую, в принципе, можно получить, обратившись в органы статистики или к средствам массовой информации, а информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку для его проведения возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе той, которая содержит коммерческую или государственную тайну или является конфиденциальной, и охраняется от внешних пользователей. Безусловно, понятия ограниченности доступа к данным и их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних аналитиков в том смысле, что абсолютной равнодоступности к источникам информации внутри предприятия не существует в принципе, поскольку доступ к информационной базе, как правило, ограничивается в зависимости от уровня компетенции и ответственности того или иного аналитика.

Соответственно, методики внешнего анализа строятся на предположении об определенной информационной ограниченности анализа; как правило, подобные методики строятся на базе наиболее полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете. Методики внутреннего анализа определяются особенностями информационных потоков предприятия.

Что касается второго различия между внешним и внутренним анализом, то оно в значительной степени также предопределяется составом и структурой исходных данных, имеющихся в наличии у аналитика. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не являются заранее предопределенными, а сам анализ в этом случае носит более творческий, в некоторой степени, импровизированный характер. Основным информационным обеспечением внешнего анализа служит бухгалтерская финансовая отчетность. Хотя она не является абсолютно унифицированной (отчетность банков, страховых компаний и некоторых других организаций имеет особенности), тем не менее, основные показатели в ней одинаковы у всех организаций, соответственно, возможна разработка достаточно формализованной последовательности и набора показателей и процедур анализа. Унификация методик необходима для того, чтобы разные специалисты понимали друг друга. Она нужна, чтобы можно было сопоставлять результаты анализа разных объектов анализа и результаты работы разных аналитиков. Без унификации методик невозможно использование стандартных пакетов прикладных программ аналитической направленности.

Третье важное отличие внешнего и внутреннего анализа – цель проведения. Внешний анализ служит самым разнообразным целям: победа в конкурентной борьбе, выбор надежных партнеров, выгодное помещение средств. Субъекты внешнего анализа на его основе принимают весьма разнообразные решения, лежащие в экономической плоскости. Но реализация этих решений далеко не всегда связана с воздействием на анализируемое предприятие. Основная цель внутреннего анализа – тоже обоснование разнообразных решений, но все эти решения носят управленческий характер, а их реализация направлена на изменения во внутренней среде предприятия. Таким образом, внутренний анализ является управленческим.

Выводы

В ходе развития экономического анализа как науки и в соответствии с запросами практики в его составе выделилось множество разновидностей. Различают виды анализа по объектам исследования, по отраслевой принадлежности исследований и по уровню исследуемых экономических систем, по методике и по основному методу проведения, по содержанию программы исследования, по охвату исследуемых объектов и по времени проведения.

Для специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту важнейшей разновидностью анализа является анализхозяйственной деятельности, поскольку его проведение является частью их профессиональных обязанностей. Содержание анализахозяйственной деятельности предприятия можно определить как планомерное, системное и комплексное изучение протекающих на предприятии хозяйственных процессов, проводимое за те или иные периоды времени во всех звеньях хозяйственного механизма предприятия на основании данных плана, всех видов учета и отчетности, других источников информации; описание хозяйственных процессов с помощью системы показателей; обработка этих показателей с помощью методов экономического анализа; обоснование на основе этого исследования управленческих решений, контроль и оценка их выполнения с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

Организационные формы проведения АХД – централизованная, децентрализованная и смешанная. Смешанная форма организации АХД является оптимальной для средних и крупных предприятий.

В рамках анализа хозяйственной деятельности выделяют внутрифирменный и межфирменный, внутренний и внешний, производственный и финансовый анализ.

Вопросы для повторения

1. Перечислите признаки классификации видов экономического анализа.

2. Охарактеризуйте виды анализа по объектам исследования, по отраслевой принадлежности исследований, по уровню исследуемых экономических систем, по методике, по основному методу проведения, по содержанию программы исследования и по охвату исследуемых объектов.

3. Что представляет собой предварительный анализ?

4. Опишите назначение и разновидности последующего анализа.

5. Охарактеризуйте содержание анализа хозяйственной деятельности и перечислите его разновидности.

6. Опишите разновидности АХД по изучаемым подсистемам предприятия. В какие крупные разделы они объединяются?

7. Опишите формы организации аналитической работы на предприятиях.

8. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего АХД.

Тесты

Выберите один правильный ответ.

1. Внутренний анализ – это:

а) анализ внутренней среды предприятия;

б) анализ, который основан на внутренней информации и проводится доверенными исполнителями;

в) анализ инфраструктуры экономики;

г) анализ внутренних взаимосвязей хозяйственной деятельности.

2. Для крупных и средних предприятий оптимальной является:

а) централизованная;

б) децентрализованная;

в) смешанная форма проведения анализа.

3. По методу проведения различают следующие разновидности анализа:

а) перспективный и ретроспективный анализ;

б) качественный и количественный, диагностический, фундаментальный и технический анализ и др.;

в) финансово-экономический, технико-экономический, социально-экономический, экономико-статистический, эколого-экономиче-ский, логистический, маркетинговый, инвестиционный и инновационный анализ;

г) сравнительный, коэффициентный, функционально-стоимостной, маржинальный, эконометрический анализ и др.

4. По уровню экономической системы экономический анализ подразделяется:

а) на отраслевой и межотраслевой;

б) макроэкономический и микроэкономический;

в) производственный и финансовый;

г) сплошной и выборочный;

д) внутренний и внешний.

5. Финансовый анализ – это:

а) количественные сопоставления и исследования степени чувствительности финансовых показателей к изменению различных факторов;

б) разработка программы и оценка эффективности инвестиционной деятельности;

в) изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия и выявление резервов их улучшения;

г) исследование влияния производства на финансовое состояние предприятия;

д) система раннего предупреждения о назревающих проблемах в сфере финансов.

6. Анализ, который проводится задолго до свершения хозяйственных операций, называется:

а) перспективный;

б) ретроспективный;

в) тактический;

г) стратегический;

д) прогнозный.

7. Деление анализа на внешний и внутренний отражает классификацию анализа:

а) по методам проведения;

б) объектам анализа;

в) охвату решаемых задач;

г) субъектам анализа;

д) отраслевой принадлежности.

8. Анализ, который проводится вскоре после свершения хозяйственных операций, называется:

а) итоговый;

б) ретроспективный;

в) текущий;

г) тактический;

д) прогнозный.

9. Внешний анализ – это:

а) анализ внешней среды;

б) анализ, который проводится внешними по отношению к объекту анализа лицами;

в) анализ внешнеэкономических отношений.

10. Анализ, который проводится по окончании большого этапа деятельности, называется:

а) итоговый;

б) перспективный;

в) ретроспективный;

г) стратегический;

д) текущий.

11. Может ли внешний анализ быть управленческим:

а) да;

б) нет.

12. По какому признаку экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний:

а) аспекты исследования;

б) методика изучения объектов;

в) субъекты анализа;

г) содержание программы;

д) анализируемая подсистема предприятия.

13. В рамках какого анализа выполняется контроль текущей деятельности:

а) оперативный;

б) внутрифирменный;

в) предварительный;

г) итоговый;

д) финансовый.

14. По содержанию программы экономический анализ делится:

а) на отраслевой и межотраслевой;

б) внутренний и внешний;

в) сплошной и выборочный;

г) комплексный и тематический;

д) производственный и финансовый.

15. Какой экономический анализ проводится с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и оценки оптимальности управленческих решений:

а) производственный;

б) управленческий;

в) внешний;

г) инвестиционный;

д) финансовый.

16. По характеру изучаемых процессов экономический анализ подразделяется:

а) на отраслевой и межотраслевой;

б) макроэкономический и микроэкономический;

в) производственный и финансовый;

г) сплошной и выборочный;

д) внутренний и внешний.

17. С помощью какого анализа исследуются товарные, финансовые и информационные потоки:

а) экспресс-анализ;

б) маржинальный;

в) логистический;

г) факторный;

д) фундаментальный.

18. По степени охвата изучаемых объектов экономический анализ подразделяется:

а) на отраслевой и межотраслевой;

б) комплексный и тематический;

в) производственный и финансовый;

г) сплошной и выборочный;

д) внутрифирменный и межфирменный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: