Снижение затрат ОАО «ПЭМЗ» за счет частичной реорганизации структуры предприятия

Псковский электромашиностроительный завод выпускает товары народного потребления: электрические лодочные моторы, контейнеры для мусора. Спрос на товары народного потребления носит непостоянный характер и зависит от сезонности и покупательской способности населения.

Основным видом крупногабаритных изделий из пластмассы является контейнер коммунальный К-0,75ПП с педальным приводом для сбора бытовых отходов. В 2004 году было освоено производство контейнеров для раздельного сбора мусора ёмкостью 0,75 м3, 0,8 м3, 1 м3; а также осуществляется производство отдельных пластмассовых крышек с окошком для металлических контейнеров производства ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» г. Санкт-Петербург. В 2005 году выпущен образец мини-бассейна (купель для бани), в 2006 году начато освоение пластмассовых лодок.

Рассмотрим динамику отгрузки коммунальных контейнеров и крышек, производимых на участке №11 (участке ротоформовки) за 2004-2006 г.г., представленную в таблице 11.

Таблица 11. Динамика отгрузки коммунальных контейнеров и крышек

Год Отгружено продукции, шт.
контейнер крышка
     
     
     

Из данной таблицы видно, что спрос на изделия участка ротоформовки не достаточно высок. В отчетном году наблюдается уменьшение спроса на контейнеры на 71% и на крышки на 58%. Отрицательное влияние на покупательский спрос данных изделий оказывает и тот факт, что в России и странах СНГ имеется большое количество предприятий-конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию высокого качества и по боле низким ценам.

Основным заказчиком по данной группе изделий является ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» г. Санкт-Петербург.

Проведем анализ основных показателей работы участка № 11 за март 2007г., который представлен в таблице 12.

Таблица 12. Основные технико-экономические показатели участка №11 (ротоформовки) за март 2007 г.

№ п/п Наименование показателя Месяц, тыс. руб. с начала года, тыс. руб.
План на факт. выпуск Факт по отчету План на факт. выпуск Факт по отчету
  Товарная продукция по оптовым ценам без НДС план факт        
  Себестоимость В том числе:        
  Материалы и комплектующие   152,425   419,148
  Основная заработная плата   30,46   93,488
  Резерв отпусков   3,686   11,219
  Отчисления на соц. страхование   8,133   24,754
  Общепроизводственные расходы   69,878   186,984
  Общехозяйственные расходы   59,795   220,655
  Потери от брака        
  ИТОГО затраты   324,377   956,248
  НЗП на начало периода        
  НЗП на конец периода        
  Производств. себестоимость   324,377   956,248
  Прибыль -78 -114,377 -285 -326,248
  Рентабельность продукции, % -27,08 -35,26 -31,15 -34,12
  Затраты на 1 руб. ТП, коп. 137,14 154,47 145,24 151,79

Рассчитаем производственную себестоимость продукции по плану на фактический выпуск и по факту за отчетный месяц и с начала отчетного года.

Для этого сложим данные по стр. 10 (ИТОГО затраты) с данными по незавершенному производству на начало периода (стр. 11) и вычтем данными по незавершенному производству на конец периода (стр. 12). В результате расчетов получим:

- за отчетный месяц:

1). План на факт. выпуск: 288+0-0 = 288 тыс. руб.

2). Фактически по отчету: 324,377+0-0 = 324,377 тыс. руб.

- с начала года:

1). План на факт. выпуск: 915+0-0 = 915 тыс. руб.

2). Фактически по отчету: 956,248+0-0 = 956,248 тыс. руб.

Рассчитаем прибыль от продажи изделий участка № 11 по плану на фактический выпуск и по факту за отчетный месяц и с начала отчетного года. Для этого из данных стр. 1 (Товарная продукция по оптовым ценам без НДС) вычтем производственную себестоимость товарной продукции (стр. 13). Получим:

- за отчетный месяц:

1). План на факт. выпуск: 210-288 = -78 тыс. руб.

2). Фактически по отчету: 210-324,377 = -114,377 тыс. руб.

- с начала года:

1). План на факт. выпуск: 630-915 = -285 тыс. руб.

2). Фактически по отчету: 630-956,248 = -326,248 тыс. руб.

Далее рассчитаем рентабельность производимой продукции по плану на фактический выпуск и по факту за отчетный месяц и с начала отчетного года. Для этого найдем отношение прибыли от продаж (стр. 14) и производственной себестоимости (стр. 13), умноженное на 100%. В результате расчетов получим:

- за отчетный месяц:

1). План на факт. выпуск: (-78/288)*100% = -27,08 %.

2). Фактически по отчету: (-114,377/324,377)*100% = -35,26%.

- с начала года:

1). План на факт. выпуск: (-285/915)*100% = -31,15 %.

2). Фактически по отчету: (-326,248/956,248)*100% = -34,12 %.

Рассчитаем затраты на 1 руб. товарной продукции по плану на фактический выпуск и по факту за отчетный месяц и с начала отчетного года. Для этого вычислим отношение производственной себестоимости (стр. 13) и товарной продукции по оптовым ценам без НДС, умноженное на 100. Полученные результаты – в коп.

- за отчетный месяц:

1). План на факт. выпуск: (288/210)*100 = 137,14 коп.

2). Фактически по отчету: (324,377/210)*100 = 154,47 коп.

- с начала года:

1). План на факт. выпуск: (915/630)*100 = 145,24 коп.

2). Фактически по отчету: (956,248/630)*100 = 151,79 коп.

Из полученных результатов видно, что участок № 11 (ротоформовки) абсолютно не рентабелен. Все показатели оставляют желать лучшего. Так как стратегия предприятия предусматривает производство товаров, пользующихся высоким спросом на рынке, имеющих достаточно большой объём заказов, даже с малой рентабельностью, для эффективного управления затратами на предприятии предлагаю принять решение о приостановлении производства, что связано с высокой убыточностью данной продукции для ОАО «ПЭМЗ».

Затраты на производство товаров участка ротоформовки в рассматриваемые периоды не соответствуют плановым показателям. Данное направление производственной деятельности ОАО «ПЭМЗ» является убыточным: фактическая прибыль от продаж – отрицательна и неуклонно снижается.

Продукция, производимая участком № 11 не находят широкого применения на российских рынках, так как ее цена является не конкурентоспособной по сравнению с аналогами. Отсутствие объёмных заказов не позволяет рассматривать альтернативное ценообразование для определённых потребителей. Поэтому прибыль от продаж не покрывает затраты, связанные с производством данной продукции и, следовательно, предприятие вынуждено планировать отрицательную прибыль данному участку и, соответственно, рентабельность продукции так же планируется отрицательная. Одно только это говорит о том, что нужно задуматься о политике руководства завода на данном участке. Показатели рентабельности продукции в рассматриваемые периоды снижается.

Затраты на 1 рубль товарной продукции фактически выше планируемых показателей, что говорит о материало-, энергоемком характере производства.

Т. к. на участке ротоформовки работает только 5 человек, то при ликвидации данного производства не будет наблюдаться значительных затрат по выплате выходных пособий при увольнении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: