Псковский электромашиностроительный завод выпускает товары народного потребления: электрические лодочные моторы, контейнеры для мусора. Спрос на товары народного потребления носит непостоянный характер и зависит от сезонности и покупательской способности населения.
Основным видом крупногабаритных изделий из пластмассы является контейнер коммунальный К-0,75ПП с педальным приводом для сбора бытовых отходов. В 2004 году было освоено производство контейнеров для раздельного сбора мусора ёмкостью 0,75 м3, 0,8 м3, 1 м3; а также осуществляется производство отдельных пластмассовых крышек с окошком для металлических контейнеров производства ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» г. Санкт-Петербург. В 2005 году выпущен образец мини-бассейна (купель для бани), в 2006 году начато освоение пластмассовых лодок.
Рассмотрим динамику отгрузки коммунальных контейнеров и крышек, производимых на участке №11 (участке ротоформовки) за 2004-2006 г.г., представленную в таблице 11.
Таблица 11. Динамика отгрузки коммунальных контейнеров и крышек
|
|
Год | Отгружено продукции, шт. | |
контейнер | крышка | |
Из данной таблицы видно, что спрос на изделия участка ротоформовки не достаточно высок. В отчетном году наблюдается уменьшение спроса на контейнеры на 71% и на крышки на 58%. Отрицательное влияние на покупательский спрос данных изделий оказывает и тот факт, что в России и странах СНГ имеется большое количество предприятий-конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию высокого качества и по боле низким ценам.
Основным заказчиком по данной группе изделий является ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» г. Санкт-Петербург.
Проведем анализ основных показателей работы участка № 11 за март 2007г., который представлен в таблице 12.
Таблица 12. Основные технико-экономические показатели участка №11 (ротоформовки) за март 2007 г.
№ п/п | Наименование показателя | Месяц, тыс. руб. | с начала года, тыс. руб. | ||
План на факт. выпуск | Факт по отчету | План на факт. выпуск | Факт по отчету | ||
Товарная продукция по оптовым ценам без НДС план факт | |||||
Себестоимость В том числе: | |||||
Материалы и комплектующие | 152,425 | 419,148 | |||
Основная заработная плата | 30,46 | 93,488 | |||
Резерв отпусков | 3,686 | 11,219 | |||
Отчисления на соц. страхование | 8,133 | 24,754 | |||
Общепроизводственные расходы | 69,878 | 186,984 | |||
Общехозяйственные расходы | 59,795 | 220,655 | |||
Потери от брака | |||||
ИТОГО затраты | 324,377 | 956,248 | |||
НЗП на начало периода | |||||
НЗП на конец периода | |||||
Производств. себестоимость | 324,377 | 956,248 | |||
Прибыль | -78 | -114,377 | -285 | -326,248 | |
Рентабельность продукции, % | -27,08 | -35,26 | -31,15 | -34,12 | |
Затраты на 1 руб. ТП, коп. | 137,14 | 154,47 | 145,24 | 151,79 |
Рассчитаем производственную себестоимость продукции по плану на фактический выпуск и по факту за отчетный месяц и с начала отчетного года.
|
|
Для этого сложим данные по стр. 10 (ИТОГО затраты) с данными по незавершенному производству на начало периода (стр. 11) и вычтем данными по незавершенному производству на конец периода (стр. 12). В результате расчетов получим:
- за отчетный месяц:
1). План на факт. выпуск: 288+0-0 = 288 тыс. руб.
2). Фактически по отчету: 324,377+0-0 = 324,377 тыс. руб.
- с начала года:
1). План на факт. выпуск: 915+0-0 = 915 тыс. руб.
2). Фактически по отчету: 956,248+0-0 = 956,248 тыс. руб.
Рассчитаем прибыль от продажи изделий участка № 11 по плану на фактический выпуск и по факту за отчетный месяц и с начала отчетного года. Для этого из данных стр. 1 (Товарная продукция по оптовым ценам без НДС) вычтем производственную себестоимость товарной продукции (стр. 13). Получим:
- за отчетный месяц:
1). План на факт. выпуск: 210-288 = -78 тыс. руб.
2). Фактически по отчету: 210-324,377 = -114,377 тыс. руб.
- с начала года:
1). План на факт. выпуск: 630-915 = -285 тыс. руб.
2). Фактически по отчету: 630-956,248 = -326,248 тыс. руб.
Далее рассчитаем рентабельность производимой продукции по плану на фактический выпуск и по факту за отчетный месяц и с начала отчетного года. Для этого найдем отношение прибыли от продаж (стр. 14) и производственной себестоимости (стр. 13), умноженное на 100%. В результате расчетов получим:
- за отчетный месяц:
1). План на факт. выпуск: (-78/288)*100% = -27,08 %.
2). Фактически по отчету: (-114,377/324,377)*100% = -35,26%.
- с начала года:
1). План на факт. выпуск: (-285/915)*100% = -31,15 %.
2). Фактически по отчету: (-326,248/956,248)*100% = -34,12 %.
Рассчитаем затраты на 1 руб. товарной продукции по плану на фактический выпуск и по факту за отчетный месяц и с начала отчетного года. Для этого вычислим отношение производственной себестоимости (стр. 13) и товарной продукции по оптовым ценам без НДС, умноженное на 100. Полученные результаты – в коп.
- за отчетный месяц:
1). План на факт. выпуск: (288/210)*100 = 137,14 коп.
2). Фактически по отчету: (324,377/210)*100 = 154,47 коп.
- с начала года:
1). План на факт. выпуск: (915/630)*100 = 145,24 коп.
2). Фактически по отчету: (956,248/630)*100 = 151,79 коп.
Из полученных результатов видно, что участок № 11 (ротоформовки) абсолютно не рентабелен. Все показатели оставляют желать лучшего. Так как стратегия предприятия предусматривает производство товаров, пользующихся высоким спросом на рынке, имеющих достаточно большой объём заказов, даже с малой рентабельностью, для эффективного управления затратами на предприятии предлагаю принять решение о приостановлении производства, что связано с высокой убыточностью данной продукции для ОАО «ПЭМЗ».
Затраты на производство товаров участка ротоформовки в рассматриваемые периоды не соответствуют плановым показателям. Данное направление производственной деятельности ОАО «ПЭМЗ» является убыточным: фактическая прибыль от продаж – отрицательна и неуклонно снижается.
Продукция, производимая участком № 11 не находят широкого применения на российских рынках, так как ее цена является не конкурентоспособной по сравнению с аналогами. Отсутствие объёмных заказов не позволяет рассматривать альтернативное ценообразование для определённых потребителей. Поэтому прибыль от продаж не покрывает затраты, связанные с производством данной продукции и, следовательно, предприятие вынуждено планировать отрицательную прибыль данному участку и, соответственно, рентабельность продукции так же планируется отрицательная. Одно только это говорит о том, что нужно задуматься о политике руководства завода на данном участке. Показатели рентабельности продукции в рассматриваемые периоды снижается.
|
|
Затраты на 1 рубль товарной продукции фактически выше планируемых показателей, что говорит о материало-, энергоемком характере производства.
Т. к. на участке ротоформовки работает только 5 человек, то при ликвидации данного производства не будет наблюдаться значительных затрат по выплате выходных пособий при увольнении.