Пример выполнения задания по СПЖ

Кафедра основ медицинских знаний и защита населения в чрезвычайной обстановке

ОТЧЕТ

ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ №1

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«Сокращение продолжительности жизни в зависимости от условий труда и быта»

_____________________________________________________________________________

(тема практической работы)

Студент ________________________ Шифр _________ Группа_____________________

(Ф.И.О)

Вариант ________________________ Ф.И.О. преподавателя_____________________________

Подпись студента __________________ Подпись преподавателя ___________________________

Дата сдачи работы_________________ Дата проверки работы ___________________________

Ростов-на-Дону,

20__ г

СОКРАЩЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ТРУДА И БЫТА.

Вариант №_______

1. Цель работы: определить величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели человека, работающего и живущего в определенных условиях техносферы.

2. Порядок выполнения работы:

2.1. Основные понятия и определения:

Ущерб здоровью - нарушения целостности организма или профессиональные заболевания, а также эффекты в виде генетических изменений, нарушений репродуктивной функции, снижения психической устойчивости;

Сокращение продолжительности жизни (СПЖ) - предположительное время сокращения продолжительности жизни в сутках конкретного человека на момент расчета в зависимости от условий его труда и быта;

Риск - вероятность реализации негативного воздействия (травма, гибель) в зоне пребывания человека.

Условия труда на рабочем месте подразделяются на 4 класса:

1. Оптимальные условия труда (1 класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2. Допустимые условия труда (2 класс), при которых факторы не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время отдыха или к началу следующей смены.

3. Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

· 1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами;

· 2 степень 3 класса (3.2.) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие к появлению начальных признаков профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

· 3 степень 3 класса (3.3.) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести с временной утратой трудоспособности;

· 4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний.

4. Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.

2.2. Оценка условий труда работника по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности:

Класс условий труда
Фактор Оптимальный Допустимый Вредный Опасный
    3.1. 3.2 3.3 3.4  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
Класс условий труда по факторам производственной среды _______________

2.3. Количественная оценка ущерба здоровью при работе в неблагоприятных условиях труда (по табл. 2 и 3):

    Кпр = ____________ (сутки за год)

    Кн = ____________ (сутки за год)

    • Скрытый ущерб здоровью по показателю тяжести трудового процесса:

    Кт = _____________

    2.4. Количественная оценка ущерба здоровью по вредным факторам городской (Кг) и бытовой (Кб) среды (из табл. 4):

    Кг = ______________ (сутки/год)

    Кб = ______________ (сутки/год)

    2.5. Риск получения травмы Rтр:

    Rтр= Кч / 1000,

    где Кч - показатель частоты травматизма (из табл. 5)

    Rтр = ______________

    2.6. Риск гибели на производстве Rси:

    Rси = Кси / 1000,

    где Кси- показатель травматизма со смертельным исходом, приходящиеся на 1000 работающих (из табл. 5)

    Rси= ______________

    2.7. Риск принудительной гибели человека в непроизводственных условиях (из табл 6):

    RБ= ________________

    RГ = ________________

    2.8. Вероятность гибели человека в цепи несовместимых событий:

    n R = Σ R i, i=1  

    где Ri- вероятность индивидуального события; R - суммарный риск от n последовательных событий.

    R = ____________________________________________________ = ____________

    2.9. Снижения продолжительности жизни:

    СПЖ = СПЖΣпр+ СПЖг + СПЖБ+ СПЖБ (курение) + СПЖг (транспорт)

    где:

    СПЖпр - сокращения продолжительности жизни при пребывании в условиях производства;

    СПЖг сокращения продолжительности жизни при пребывании в городских условиях;

    СПЖБ – сокращения продолжительности жизни при пребывании в бытовых условиях.

    Определим СПЖпр, СПЖг и СПЖБ по следующим формулам:

    a) По фактору неблагоприятных условий производства:

    СПЖпр= (Кпр+ Кт + Кн) · (Т – Тн),

    где:

    Кпр, Кт, Кн – ущерб здоровью на основании оценки класса условий производства, тяжести и напряженности труда, сут/год;

    Т – возраст человека, год;

    Тн– возраст начала трудовой деятельности;

    СПЖпр= _________________ (сут)

    b) По фактору неблагоприятных жилищных бытовых условий и загрязненного воздуха в городе:

    СПЖБ = КБ ·Т

    СПЖ Г = КГ·Т,

    где КБ, КГ – скрытый ущерб здоровью в условиях бытовой и городской среды, сут/год

    СПЖБ= _________________ (сут)

    СПЖ Г= _________________ (сут)

    c) По факту курения с учетом сомножителя (n/20):

    СПЖБ (курение) = КБ Тк *(n/20),

    где n – количество выкуриваемых сигарет в день; Тк – стаж курильщика;

    СПЖБ (курение)= ________________ (сут)

    d) По фактору езды в общественном транспорте

    СПЖг (транспорт) = Кг Ттt,

    где Тт– количество лет езды на работу в общественном транспорте; t – суммарное количество часов, затрачиваемое человеком ежедневно на проезд домой и на работу в оба конца

    СПЖг (транспорт)= _____________ (сут)

    Следовательно:

    СПЖ = _____________________________________________________ = ___________ (сут)

    2.10. Вывод:

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Литература

    1. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р.2.2.755-99, Минздрав России, М., 1999.

    2. Соколов Э.М., Ветров В.В. и др. Совершенствование системы охраны труда на основе концепции профессионального риска. Тула, ТГУ, 1999.

    3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов /С.В.Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др. /Под общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 2001.- 485с.

    Пример выполнения задания по СПЖ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: