Профессиональная честь

Профессиональная честь этопонятие для обозначениявнешнего, общественного признания профессиональных и личностных заслуг чело­века, проявляющееся в почитании, славе. Практически она связана со стремле­нием добиться высокой оценки, авторитета со стороны окружающих, похвалы, известности.

1) Объективная основа профессиональной чести – это прямая зависимость между нравственным уровнем профессиональной общности и отношением общества к этой профессии.

2) Субъективная основа связана с готовностью профессионала действовать таким образом, чтобы не посрамить честь профессии. О таком специалисте неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение. Оно принимает форму репутацииспонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика.

Однако представления о профессиональная чести у людей не одинаковы. На одном полюсе здесь находятся ситуации, в которых члены трудовых групп проявляют чудеса самообладания и мужества во имя поддержания профессиональной чести. На другом полюсе – ситуации, когда в поступках профессионалов обнаруживается защита «чести мундира», чтопредполагает сокрытие рассогласования между профессиональными и корпоративными подходами к выполнению обязанностей.

5) Профессиональное достоинство.

Профессиональное достоинствоэто понятие для обозначения значимости человека как профессионала на основе самооценки своих заслуг, самоуважения. Практически обнаруживается в сопротивлении человека всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать себя, посягнуть на свою индивидуальность и независимость.

1) Объективная сторона профессионального достоинства определяется реальной ролью, которую играет профессия в общественной жизни.

2) Субъективная сторона связана не только с признанием значимости профессии, но и с представлением о собственной значимостио своей роли в трудовой группе. Включает в себя в качестве обязательного момента самооценку. «Вычисляет» специалист такую самооценку по степени соответствия своего профессионального поведения критериям социальной значимости профессии.

Однако мера «присвоения» ценности профессии у разных людей не одинакова: самооценка может оказаться либо завышенной, либо заниженной. В подобных случаях мы говорим о раздутом или заниженном чувстве профессионального достоинства. Более того, представления о человеческом и профессиональном достоинстве могут базироваться не только на ценностях, но и на псевдоценностях, что зависит от уровня общей моральности человека.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по теме.

1) Ценностно-нормативная модель педагогической этики является основой индивидуального проекта профессиональной деятельности и мотиваций специалиста.

2) Нормы педагогической этики являются лишь рекомендациями, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна.

3) Нормы и правила невозможно навязать «сверху», поскольку начинают они работать при условии готовности «снизу», т.е. при наличии особого морально-психологического механизма и личнойнаправленности на их реализацию.

4) Этика профессии заключается не в применении раз и навсегда определенного числа правил и инструкций, а в постоянной ответственности за все, что делает специалист в рамках своих профессиональных обязанностей.

5) Недостаточно следовать этическим стандартам на уровне риторики. Важно, чтобы они практически соблюдались нетолько через преподавание, но и с точки зрения руководства и управления учебными заведениями.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое деонтология? Почему существует необходимость в разработке педагогической деонтологии?

2. Что означает понятие «профессионально-этическая норма»? В чем специфика общих норм этического поведения педагога?

3. Считаете ли для себя возможным принятие общих норм поведения, обоснованных академиком А.А. Гусейновым?

4. Охарактеризуйте основные совокупности этических взаимоотношений, в которые вступает педагог в процессе осуществления профессиональных обязанностей.

5. Охарактеризуйте основные понятия, отражающие механизм исполнения профессионально-этических стандартов (профессиональный долг, ответственность, совесть, честь, достоинство).

6. Нужно ли любить ученика или достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога? Какова Ваша точка зрения?

7. Какого педагога можно назвать «человеком чести»?

8. Что разделяет чувство собственного достоинства педагога и высокомерие?

9. Ознакомьтесь со следующими этическими документами: «Этический кодекс педагогов» (Педагогический колледж), «Кодекс профессиональной этики петербургского педагога» (проект), «Этический кодекс Центра образования». На основании изученного материала наполните содержанием раздел «Основные группы этических стандартов поведения педагогов».

10. Какие нормы были нарушены педагогом при общении с родителем ученика:

«До круглой отличницы моя дочь не дотягивала, но и троечницей никогда не была. А тут полный разлад с историей… Надо идти в школу – узнать, что я могу сделать, чтобы пробудить у дочки интерес к истории…

Учительница нехотя отрывается от оживленного разговора с коллегой, и едва узнав причину моего визита, переходит в наступление. За пятнадцать минут энергичного выяснения отношений я узнаю следующее: За что моей дочери поставлены двойки, учительница не помнит, потому что нет журнала, но, уж, конечно, все полностью справедливо. 2. По другим предметам она может учиться хорошо и прекрасно, но по истории высокой оценки не будет иметь никогда, потому что не умеет рассказывать, и я должен был быть благодарен, если ей «натянут» шестерку. 3. Лично я в этой ситуации ничем помочь не могу, разве что не ходить понапрасну в школу. Похоже в чем-то дочка была права: меня же еще и отругали».

11. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему своего ребенка?


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: