Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, острый спор) – это предельный случай обострения противоречий, сопровождающийся острыми эмоциональными переживаниями.
Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений. Подразделяются на аксиологические (столкновение различных ценностей) и деонтологические (столкновение различных видов долга).
Особенность всех конфликтов такова, что, помимо содержательной стороны, у него есть психологическаясоставляющая:
- высокая психическая напряженность субъектов, возбуждающая подсознательные инстинкты;
- неуправляемость эмоциями, стереотипами поведения, рассогласование между чувствами и мыслями;
- перенос причин неудач на противника;
- формирование отрицательных установок по отношению к оппоненту;
- демонстрация враждебности, агрессивности;
- нанесение преднамеренного или непреднамеренного физического или морального ущерба оппоненту;
- перенос конфликтных отношений на другие формы взаимоотношений.
|
|
Выделим некоторые виды конфликтов, возникающих в педагогическом пространстве. Условно разделим их на внутриличностные («скрытые») и межличностные («открытые»).
Внутриличностные конфликты:
1. Конфликты, обусловленные различными профессиональными обязанностями, их многообразием и неопределенностью.
2. Конфликты из-за столкновения различных ролей, исполняемых учителем.
3. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между ролевыми обязанностями и стремлением к профессиональной карьере.
Межличностные конфликты:
1. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель, с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен.
2. Конфликты, в которых происходит нарушение учителем норм педагогической этики.
3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа роли учителя.
4. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональной роли учителя.
5. Конфликты, связанные с чрезмерной административной зависимостью учителя от системы образования как социального института.
Сценарии развития конфликтов связаны с ценностными ориентациями, с характером принятых ролей, содержанием мотивации деятельности, которые определяют характер и направленность поведения личности в конфликте.
При разрешении конфликта могут быть использованы пять стратегий:
1. Избегание.
2. Уступчивость.
3. Соперничество.
4. Компромисс.
5. Сотрудничество
Эффективность решения конфликтов нарастает от избегания к сотрудничеству
В социальной психологии выделяют прямые и косвенные методы разрешения конфликтов.
|
|
И прямые, и косвенные методы должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство.
Этическая культура поведения в конфликте предполагает:
1. Говорить только о предмете спора, стремясь не расширять, а сужать конфликтную ситуацию.
2. Не допускать обидных замечаний, обращений, брани.
3. Стремиться не только изложить свою точку зрения, но и понять другого.
4. Помнить, что одну и ту же ситуацию разные люди переживают и осмысливают по-разному, поэтому нежелательно обвинять друг друга «во лжи», лучше разобраться в причине расхождений.
5. Стремиться к конструктивному подходу: возможно, это позволит устранить причину конфликта.
6. Без необходимости не включать в ссору третьих лиц, которые будут стеснять и нервировать, а мнение их необязательно окажется объективным.
7. Уметь признать свою неправоту.
8. Если ссора возникла по уже известному поводу, можно договориться о перенесении ее на более позднее время; в таких случаях страсти остывают, и процесс выяснения отношений происходит более мирно.