Это воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации, внутри и вне ее, при создании, функционировании, развитии и разрушении.
Элементы – составные, неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации.
Организационные отношения складываются на уровне:
- здравого смысла
- взаимного уничтожения
- заранее спроектированного взаимодействия.
Взаимодействие осуществляется во внешней и во внутренней среде.
Внешняя среда включает политические, экономические, экологические условия, конкурирующие организации, поставщиков, потребителей, социальную инфраструктуру.
Внутренняя среда включает все подразделения организации.
Организационные отношения могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям).
Существует следующая классификация организационных отношений:
- структурные
- процессорные.
К структурным относятся отношения воздействия, взаимодействия и противодействия. Воздействие – целенаправленное действие по передаче приказа, поручения, распоряжения, просьбы от одного объекта управления к другому. Воздействие – руководитель дает работу исполнителю.
Взаимодействие – это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.
Противодействие – отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.
В основе ОО лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент о нахождении объекта в пространстве и во времени. Они складываются в процессе функционирования организации.
Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении. Схематично среда организационных отношений представлена на рис. 2.14.
Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.
Организационные отношения могут складываться на уровне:
· – здравого смысла;
· – взаимного уничтожения;
· – заранее спроектированного взаимодействия.
Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.
Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде – это задача профессионального управления.
Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.
В основе организационных отношений лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают алфавитными, номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др. Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации – это обязанность любого человека..