УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки (специальность) | География 050103 |
Профиль подготовки (специализация) | |
Квалификация (степень) выпускника | Учитель географии |
Форма обучения | Заочная |
Разработчик (и)
Танашев Виктор Радиевич, доцент кафедры «Основы медицинских знаний и защиты населения в чрезвычайной обстановке», кандидат военных наук, доцент
Ростов-на-Дону
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Тематический план
3. Программа дисциплины
4. Вопросы для подготовки к зачету
5. Тестовые материалы
6. Информационно-методическое обеспечение дисциплины
7. Глоссарий дисциплины
8. Краткий курс лекций
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Предметом безопасности жизнедеятельности является теория и практика обеспечения безопасности в повседневной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
|
|
Цель дисциплинарного курса: формирование у студентов убеждения о неразрывном единстве эффективной профессиональной и повседневной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека в различных условиях.
Задачи изучаемой дисциплины:
Содержание безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие группы учебных задач:
- идентификация опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность возникновения;
- прогнозирование развития негативных воздействий и оценки их последствий;
- профилактика идентифицированных опасностей предупредительными мероприятиями;
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- действия в условиях чрезвычайных ситуаций;
- оказание само- и взаимопомощи.
В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Изучение дисциплины осуществляется в соответствии с учебными планами по специальностям. Преподавание дисциплины основывается на полученных знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, физике, химии, биологии в общеобразовательных учебных заведениях. Перед изучением дисциплины обучающиеся должны знать: физические основы механики, электричества (сила тока, напряжение, мощность, сопротивление, электромагнитные излучения), акустики (звук, инфразвук, ультразвук), ядерной физики (ядерные реакции, радиоактивность, ионизирующие излучения); физико-химические свойства химических элементов и соединений (хлор, аммиак, окись углерода, радиоактивные элементы); функции и органы человеческого организма.
|
|
Безопасность жизнедеятельности в практическом аспекте является обеспечивающей дисциплиной при подготовке и проведении всех видов практик.
Требования к уровню усвоения курса:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· знать:
- основные понятия, определения, принципы обеспечения безопасности;
- требования основных нормативных документов в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, охраны труда и пожарной безопасности;
- причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- правила поведения и действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- основы радиационной, химической и пожарной безопасности;
- основные вредные и опасные производственные факторы, способы защиты от них;
- виды социальных опасностей и способы их недопущения и снижения тяжести последствий;
- поражающие факторы современных видов оружия массового уничтожения, способы защиты от них;
- основы организации гражданской обороны, защиты населения и территорий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- правила и меры безопасности в чрезвычайной обстановке;
- основы организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- предназначение средств индивидуальной защиты;
- порядок и правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;
· уметь:
- оценивать обстановку для идентификации возможных опасностей;
- правильно применять средства индивидуальной защиты;
· владеть:
- основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В соответствии с учебными задачами и требованиями образовательных стандартов дисциплина состоит из трех разделов.
Основными видами учебной работы по дисциплине являются лекции и самостоятельная работа.
При проведении занятий применяется метод визуализации. Для наглядности, удобства восприятия используются компьютерные презентации, видеофрагменты, наглядные пособия, показ сопровождается подробными комментариями.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме письменной контрольной работы по вариантам в объеме программы и перечня вопросов выносимых на зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Наименование раздел, темы. Формы промежуточного контроля | Всего | Количество часов | |||
аудиторные занятия | самостоятельная работа | |||||
лекции | семинары | практич. занятия | ||||
Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. | ||||||
1.1 | Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях. | |||||
1.2 | Чрезвычайные ситуации природного характера. | |||||
1.3 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | |||||
1.4 | Вредные и опасные производственные факторы. | |||||
1.5 | Чрезвычайные ситуации социального характера. | |||||
1.6 | Особенности воздействия современных средств поражения на людей и объекты. | |||||
Раздел 2. Защита населения и территорий от опасностей и чрезвычайных ситуаций. | ||||||
2.1 | Основные способы и средства защиты населения | |||||
2.2 | Обеспечение пожарной безопасности | |||||
2.3 | Обеспечение безопасности трудовой деятельности | |||||
2.4 | Первая помощь пострадавшим при жизнеопасных состояниях | |||||
2.5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | |||||
2.6 | Тема 12. Устойчивость функционирования объектов экономики. | |||||
2.7 | Тема 13. Действия руководителя при возникновении чрезвычайных ситуаций. | |||||
Зачет (итоговое занятие) | ||||||
ИТОГО |
|
|