Порядок проведения занятий по психологической подготовке на полосе или полигоне

Психологическая подготовка тре­бует довольно развитой учебно-мате­риальной базы, которая может вклю­чать в себя:

комплекс различных средств наг-


лядности: альбомы, диафильмы, слай­ды, видеофильмы, магнитофонные за­писи, схемы, плакаты и т. п.;

специальные тренажеры для пси­хологической подготовки в аудитор­ных условиях;

учебно-тренировочный комплекс специальной психологической подго­товки (огневые) полосы, тренировоч­ные городки, площадка для эмоцио­нально-волевых упражнений;

учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объек­ты, их модели или фрагменты.

В настоящее время эта база в гар­низонах пожарной охраны развита в разной степени. В малых гарнизо­нах, как правило, сооружаются не­большие психологические полосы эмоционально-волевых упражнений. Учебно-испытательные полигоны соз­даются в гарнизонах при наличии значительного числа объектов, на ко­торых могут возникать крупные и сложные по обстановке пожары (по­жары на объектах добычи, транспор­тировки, переработки и хранения га­зов, нефтепродуктов, пожары на су­дах, складах лесоматериалов, на объектах химической промышлен­ности и т. д.). Необходимо дальней­шее развитие учебно-материальной базы по психологической подготовке в каждом гарнизоне и даже пожарной части с учетом требований методики и необходимости в проведении раз­личных видов занятий.

Основными формами специальной психологической подготовки являются занятия: по основам психологии, по психологии боевых действий с исполь­зованием различных средств нагляд-лости, на психологической полосе, на площадках для эмоционально-волевых упражнений, на учебно-испы­тательных полигонах.

Занятия по основам психологии проводятся для вооружения личного состава подразделений основами зна­ний по психологии, для начального ознакомления с опасными факторами пожара, а также формирования уме­ния управлять собой. Психологи­ческие знания позволяют пожарному


разобраться в себе, в причинах достижения личной психологической подготовленности к действиям в бое­вых условиях.

При изучении основ психологии у личного состава начинают формиро­ваться и некоторые умения:

использовать рекомендации пси­хологии при анализе ряда трудностей, возникающих как в ходе подготовки, так и при тушении пожаров, и нахо­дить пути их успешного преодоле­ния;

управлять собой.

Задачи психологической подготов­ки в ходе проведения занятий по основам психологии будут решены, когда на них отводится достаточно времени (для новичков — отдельный курс, для всего личного состава 8— 10 часов ежегодно: две-три лекции и один двух-четырехчасовой семинар).

Занятия по психологии боевых действий с использованием средств наглядности пока не получили того распространения, которого они заслу­живают. Создание психологических полос, площадок и полигонов — дело долгое, трудное, дорогое и связано с немалыми расходами материальных и финансовых средств. Наконец, дале­ко не все виды пожаров и ситуаций можно смоделировать, ограничиться же только рассказом о них — мало. Все эти трудности могут быть в опре­деленной степени преодолены исполь­зованием возможностей учебного ки­но, видеофильмов, макетов, звукоза­писей, фотоальбомов и других тех­нических средств обучения. Их дос­тоинство и в том, что, будучи однажды изготовленными, они могут быть ис­пользованы многократно. При центра­лизованном их изготовлении они могут быть высокого качества и приобрести значительную психологическую эф­фективность.

С помощью кино (прежде всего цветного) и видеозаписей можно пред­ставить возможность личному составу увидеть, услышать, а порой и глубоко пережить многие опасные факторы и ситуации тушения пожаров. В резуль­тате у него формируются зрительные


и слуховые представления об этих факторах, условиях, обстановке, а вместе с этим снижается психологи­ческий эффект их новизны, неожидан­ности, силы воздействия, когда пожар­ные столкнутся с ними на самостоя­тельной работе. С помощью кино и видеофильмов можно ознакомить лич­ный состав с редкими и трудно под­дающимися моделированию фактора­ми и ситуациями (например, пожары в высотных зданиях," сопровождаю­щиеся паникой людей и т. п.).

Для психологической подготовки используются игровые и доку­ментальные фильмы. Продол­жительность их может быть от 5— 10 мин до 1 ч и более. Но во всех случаях к ним предъявляются высокие требования:

показ реальных факторов и усло­вий без их упрощения;

максимально возможное достиже­ние «эффекта присутствия», силы пси­хологического воздействия (что может быть усилено стереоэффектом, цветной пленкой, документальной за­писью шумов, сопровождающих кад­ры, дикторским текстом и т. д.);

формирование правильных пред­ставлений о факторах, трудностях с одновременным утверждением уверен­ности в возможности эффективных действий;

показ некоторых устрашающих элементов реальности (трупов, крови, гибели и страданий людей и пр.) без «моделирования» их, готовя лю­дей к встрече с ними, не вызвать отвращение к своей профессии.

Фильмы можно демонстрировать целиком и частями, с остановками для объяснений и с повторением фрагментов. В перспективе целесооб­разно создать централизованно мно­гократные компоненты фильмов для решения задач психологической под­готовки с привлечением специалистов.

На занятиях с успехом могут ис­пользоваться и магнитофонные записи (фонограммы) доку­ментального характера, они класси­фицируются по видам звуков. Их можно сделать в каждом гарнизоне


и централизованно, создав целую фо­нотеку. Записи звуков пожара исполь­зуются не только для прослушива­ния и запоминания, но и для развития слуховой чувствительности путем сравнения и различия сходных звуков и определения по ним того или иного события на пожаре. Известно, что опытные пожарные могут по характер­ному треску и шипению горящих пред­метов определить место пожара.

Возможности, которые нельзя не­дооценивать, содержат учебные фото­альбомы. По своему назначению и способам изготовления их можно раз­бить на две группы: ознакомитель­ные и тренирующие.

Ознакомительные учебные фото­альбомы знакомят обучаемых с раз­личными ситуациями, факторами, обстоятельствами и способами дей­ствий личного состава. Фотографии предпочтительнее документальные и цветные. Размещать их в фотоальбо­мах следует сериями, в определенной логической последовательности, соот­ветствующей развитию какого-то реального процесса. Например, «Рас­пространение огня по помещениям и этажам в зданиях», «Последователь­ность разрушения конструкций зда­ния, охваченного огнем», «Порядок проведения разведки на пожаре», «Действия подразделения по прибы­тии к месту пожара», «Действия по локализации распространения горения в подземных галереях» и т. п. Целе­сообразно создавать комплексы учеб­ных фотоальбомов, централизованно рассылать наборы фотоснимков по гарнизонам с сопроводительными над­писями и методическими рекоменда­циями по их использованию в целях психологической подготовки.

Тренирующие учебные фотоальбо­мы представляют собой наборы фото­графий, подобранных с целью раз­вития у пожарных профессиональ­ности, памяти и мышления. Основной способ размещения фотографий в них: группировка по сходству. В альбоме в определенном порядке размещаются схожие фотографии объектов, их де­талей, ситуаций, действий, отличаю-


щиеся друг от друга, а иногда и полностью идентичные. Например, мо­гут быть помещены серии снимков одного и того же пожара, сделанных через короткие интервалы (например, через 30 с, через 1—2 мин и др.), снимков горения разных веществ. Число сравниваемых в серии фотогра­фий может размещаться на одном и разных листах.

Обучаемым предлагают рассмат­ривать и сравнивать снимки, при этом решая: одинаковы они или нет, если различаются, то чем, сколько разли­чий в этих снимках, чем характерен вид горения такого-то вещества, какое значение для действий пожарного имеет различие ситуаций, запечатлен­ных на снимках, и др. Ответы на все вопросы должны содержаться в конце альбома или в отдельном при­ложении. Усложнение заданий может осуществляться постоянным ограниче­нием времени на решение зада­чи. Отдельные фотографии могут предъявляться на срок 30, 15, 5 с для оперативного запоминания с после­дующим требованием словесно опи­сать увиденное или нарисовать по памяти.

С такими же целями могут быть изготовлены наборы диафиль­мов, слайдов, а для их демон­страции использованы эпидиаскопы, диапроекторы, кодоскопы, аудиторные телевизионные установки.

Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получи­ли сейчас занятия на психологичес­кой полосе. Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведе­ние психологической подготовки толь­ко к этим занятиям ошибочно, а пере­оценка психологического значения их недопустима.

Психологические полосы представ­ляют собой комплексы различных объектов, препятствий и учебно-слу­жебных ситуаций,связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью решать сложные пси­хологические задачи в процессе вы­полнения некоторых профессиональ­ных действий. В ходе регулярных за-


нятий на психологической полосе у обучаемых формируются:

качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, реши­тельности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданнос­тям, выносливости, находчивости, рас­четливости;

устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различ­ным помехам;

быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на возможных боевых позициях и участках ш работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров;

наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях;

некоторые профессиональные на­выки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.

Формирование этих компонентов психологической подготовленности мо­жет быть обеспечено путем набора различных учебно-тренировочных по­зиций (различных снарядов, препят­ствий и учебно-служебных ситуаций), включенных в комплекс психологи­ческой полосы. При создании полос необходимо учитывать общие правила их сооружения, к основным из кото­рых относятся:

воспроизведение наиболее специ­фичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной дея­тельности;

обеспечение максимально психоло­гической эффективности, психологи­ческой «закалки»;

возможность варьирования после­довательности преодоления препятст­вий и конкретных ситуаций, устране­ния их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повтор­ных прохождениях полосы одним и тем же обучаемым;

возможность последующего раз­бора действий обучаемых на полосе;

максимальная дешевизна изготов­ления и многократное использование психологических полос, их унифика­ция.

Вышеперечисленные требования к


психологическим полосам не затраги­вают конкретных сторон их плани­ровочных и инженерно-строительных решений. Необходимо проведение дополнительных исследований по научному обоснованию многих поло­жений: каково оптимальное количест­во позиций психологической полосы, какие снаряды (объекты) необходимо сооружать на полосе, из каких мате­риалов и конструкций, какие препят­ствия и ситуации наиболее эффектив­ны в психологическом отношении, какой должна быть строгая последо­вательность их расположения на поло­се и др. Анализ имеющихся психо­логических полос в гарнизонах пожар­ной охраны показывает, что в отдель­ных случаях допускались некоторые ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число по­зиций полосы; включение в ее струк­туру объектов и препятствий, имею­щих значение преимущественно для повышения физической, а не психоло­гической подготовленности обуча­емых; увлечение внешними эффекта­ми; недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обуча­емых.

Исходя из опыта и его анализа, в настоящее время можно сформу­лировать такие рекомендации по обо­рудованию психологических полос.

Основными учебно-планировочны­ми позициями (объектами, препят­ствиями, моделируемыми ситуация­ми), заслуживающими включения в состав психологической полосы, явля­ются: горящий и задымленный лаби­ринт (с меняющимся маршрутом про­хождения), мостик над открытой ем­костью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость (приямок) с горящей жидкостью, высотная эста­када с горящими оконными проема­ми на уровне первого и второго этажей, фрагмент жилого дома, кол­лекторы разного диаметра, задымлен­ный подвал с очагом пожара. Один из вариантов психологической полосы показан на рис. 9.1.

Возможно включение в состав пси­хологической полосы и других учеб-



1ых позиций, но всегда нужно стре-читься, чтобы они были близки к гипичным ситуациям тушения пожа-эов, требовали проявления и развития


профессионального мастерства и вы­зывали психологические нагрузки. Вполне правомерно в разных регио­нах создавать полосы, состоящие из


разных учебных позиций, отражаю­щих их специфику. Вряд ли оправ­дано, например, иметь абсолютно оди­наковые полосы в гарнизонах, разме­щенных в лесной местности, в степи и в горах, портовом городе или сель­ской местности с обилием зернохра­нилищ.

Для усложнения условий обуче­ния, их быстрого изменения всегда необходимо иметь переносные пре­пятствия: заборы, небольшие эстака­ды, мишени, огневые барьеры, ка­чающиеся мостики, ящики и т. п. Их можно устанавливать в разных местах психологической полосы между ее стационарными учебными позициями, создавать труднопреодолимые участ­ки. Целесообразно, чтобы на полосе можно было тренировать как отдель­ных пожарных, так и подразделение в целом, прокладывать одну или не­сколько рукавных линий.

Если учебные полосы короткие, то лучше образовать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник, а в центре разместить водоем. Превосход­ство такого размещения определяет­ся удобством организации занятий, контроля за действиями обучаемых и возможностью повторного и много­кратного прохождения полосы, что важно для выработки выносливости и устойчивости.

Для приближения условий к реаль­ным целесообразно в непосредствен­ной близости устанавливать мощные громкоговорители, с помощью кото­рых воспроизводятся различные зву­ки, сопутствующие обычно тушению пожара: шума горения, треска, обру­шений, ветра, команд, криков и стонов пострадавших, собравшейся толпы, уличного движения, а также спе­циальных шумовых помех (неприят­ных звуков, бессвязных фраз, хаоти­ческих команд и т. п.), оказываю­щих отвлекающее влияние, требую­щих большой концентрации внима­ния и воли. Эти звуки должны иметь повышенную громкость. Услож­нение условий прохождения психоло­гической полосы может быть произве­дено установкой ярких прожекторов


(светящихся навстречу движению), имитацией дождя и ветра, ядовитых газов и неприятных запахов, органи­зацией занятий на полосе в темное время суток.

Занятия на психологической поло­се целесообразно проводить 2—3 раза в месяц. При этом группа обучаемых разбивается на две подгруппы: первая выполняет упражнение, вторая — обеспечивает их (вводит в действие средства имитации, обеспечивает безопасность, ведет наблюдение за обучаемыми с последующим участием в разборе), потом они меняются. Выполнение действий каждым пожар­ным оценивают, время прохождения полосы фиксируют, действия подвер­гают разбору. При групповом обуче­нии через полосу пропускают состав боевого расчета целиком или по час­тям.

Предварительное ознакомление с полосой проводят лишь для новичков. В дальнейшем же при каждом упраж­нении полосу проходят целиком, в максимальном темпе на время. Руко­водитель должен быть озабочен изме­нениями и усложнениями условий при повторных упражнениях:

применяя средства имитации (зву­ки, ветер, дождь, яркий свет, дым, газы и запахи) изолированно и в ком­плексе;

изменяя положение переносных препятствий (заборы, мишени, неболь­шие эстакады, качающиеся мостики, ящики, огневые барьеры и пр.) на отдельных участках полосы и насы­щенность ими;

ставя дополнительные учебные за­дачи: на простое прохождение, на прокладку рукавных линий, на оказа­ние помощи пострадавшему по пути движения, на вынос из огня постра­давшего товарища, на вынос из огня имущества (с прохождением части или всей полосы);

выбирая сложные погодные усло­вия и время суток (дождливая и ветреная погода, метель, мороз, тем­нота);

давая задание на многократное (двойное, тройное и более) прохожде-


ие полосы без отдыха, на прохож-,ение ее в обратном порядке, на рохождение в различных средствах ндивидуальной защиты.

При всей полезности психологи-еских полос есть определенные труд-ости их использования и недостатки, (то большой расход средств имита-ии, ограниченность и стандартность словий обстановки (всякий учебный рием теряет свое значение для психо-огической подготовки, если он вос-ринимается обучаемыми как старый, своенный, не ставящий перед ними аких-то особых внутренних труднос-ей). Поэтому необходимо изыскивать ругие виды занятий для практичес-ого формирования психологической одготовленности.

Занятия в тренировочных городках кодны с занятиями на психологи-еской полосе, если городок распо-агает теми же или сходными учебно-эенировочными позициями. Тради-ионно на них размещается учебная ашня, теплодымокамера, фрагмент;илого дома и другие устройства. 'х подбор, имея нечто общее во всех фнизонах, может иметь и особен-эсти, определяемые спецификой юружений и предметов, становящих-1 в данном регионе частыми объекта-и пожаров. Наряду со сложными:тройствами, на них должны быть и эостые для отработки, например, 1ких психологически насыщенных;йствий: тушение струями воды элек-юустановки, находящейся под на-эяжением, ликвидация горения в гор-звине цистерны с помощью кошмы ти телогрейки, куртки, боевой одеж-э! и др. Тренировочный городок, эполнительно оборудованный сред-вами имитации боевой обстановки сак на психологических полосах),:гко может быть использован в ка-;стве психологической полосы с (вилистым маршрутом.

Интересным и полезным является 'здание в тренировочных городках ющадок для эмоционально-волевых 1ражнений. Суть этих упражнений >ключается в создании такой учеб->й ситуации, которая бы вызывала


у обучаемых психическую напряжен­ность, опасение, волнение, страх, но в то же время вынуждала бы их, пере­силивая себя, выполнять требуемые учебные действия. Целесообразность таких упражнений оправдана осу­ществлением психологической эмо­циональности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и ус­пешно справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из экстремальной ситуации, чем тот, который редко или никогда не попа­дал в нее. Достоинство организации таких упражнений в ее относительной дешевизне, возможностях моделиро­вания ситуаций риска и опасности при надежном обеспечении безопас­ности. Недостаток — малое сходство ряда учебных ситуаций с реальными, характерными для условий тушения пожаров. Такая оценка свидетель­ствует о необходимости разработки эмоционально-волевых упражнений в комплексе с другими методами, формами и средствами проведения психологической подготовки.

К числу эмоционально-волевых упражнений, применимых для психо­логической подготовки пожарных, относятся:

прыжки на землю (песок, опилки) с высоты 2, 3, 4 м;

прыжки в воду с разной высоты;

прыжки в длину через глубокие ямы 2; 2,5; 3; 3,5 м;

передвижение по бревну (дополни­
тельно качающемуся), укрепленному
на высоте 2—3 м над водой (ямой
с опилками);,

лазание по вертикальному канату и лестницам высотой 12—15 м;

прыжки через оконные проемы, расположенные на высоте 1 м;

прыжки с шестом или с использо­ванием каната через водную преграду или широкую яму (4—6 м);

лазание на мачты, шесты;

лазание по горизонтальному кана­ту длиной 10, 15, 25 м, протянуто­му над водой (ямой с опилками, поролоном) на высоте 4—6 м;

плавание в одежде и т. д.

Площадка для эмоционально-воле-


вых упражнений — это участок, на котором оборудуют различные устрой­ства: бревна, расположенные на вы­соте 2, 3, 4 м; разрушенная лестни­ца; трамплины для прыжков; врытый шест; комбинированная трапеция с подвешенными шестами, тросами (вертикальными, горизонтальными, наклонными), веревочными лестни­цами; яма глубиной 1,5—2 м перемен­ной ширины (2 м с одного края и 6 — с другого); щит с оконными проемами и т. д.

Устройства представляют собой де­ревянные или металлические конструк­ции. Например, к учебной башне мо­гут быть пристроены бревна на раз­ной высоте, на вершине укреплены тросы, лестницы для подъема и спус­ка на руках, на разной высоте укреп­лены маленькие площадки для прыж­ков.

Занятия на площадках проводят­ся в составе учебной группы с разбив­кой ее на отделения и разведением их по отдельным устройствам. После­довательно сменяются места. После освоения всех упражнений возможно проведение занятий с одновременным прохождением всех устройств по типу занятий на психологической полосе (эмоционально-волевая полоса). Раз­мещение площадок эмоционально-во­левых упражнений рядом с трениро­вочными городками и полосами психо­логической подготовки позволяет включать в устройства площадок сложные маршруты, ряд средств имитации (яркий свет, громкие звуки, дым и др.), что усложняет занятия. После усвоения эмоционально-воле­вых упражнений они могут быть усложнены проведением занятий в вет­реную и дождливую погоду, в сумерки и в темноте.

Занятия на площадках для эмо­ционально-волевых упражнений сле­дует проводить не реже одного раза в неделю.

Наиболее приближенные условия к боевым создаются на учебно-тре­нировочных и испытательных пожар­ных полигонах. Это довольно дорого­стоящие устройства и имеются они


далеко не везде. На них чаще всего устанавливают технологические ко­лонны, горизонтальные и вертикаль­ные емкости (резервуары), насосные станции и другие инженерные соору­жения. Их используют не только для профессиональной, но и для психоло­гической подготовки подразделений. Методика проведения занятий и уче­ний на полигонах относится к области пожарно-тактической подготовки, а поэтому здесь не рассматривается.

Физическая подготовка, и особен­но спортивнце соревнования, разви­вают настойчивость в достижении целей, способность не проявлять рас­терянность и слабоволие при неудач­ном ходе тушения пожара, волю к победе, ведение борьбы с пожарами до последней возможности, привычку к коллективным действиям, веру в то­варищей и др.

Разные спортивные снаряды, виды занятий и спорта обладают своими психологическими возможностями. Например, плавание, бег, гребля, па­русный спорт воспитывают настойчи­вость, выдержку и самообладание; бокс, борьба, водные лыжи, слалом, прыжки в воду — решительность и смелость; спортивные игры — волей­бол, футбол, гандбол, хоккей, баскет­бол — инициативность, находчивость, упорство и коллективизм. Для уве­личения психологического эффекта предпочтительнее строить занятия по соревновательному методу и прово­дить их как индивидуально-командные и командные.

Многие приемы и способы, исполь­зуемые в процессе проведения заня­тий по психологической подготовке на полигоне или огневой полосе, небезопасны, однако необходимо на­учить обучаемых преодолевать опас­ность в боевой обстановке, исключив возможность несчастных случаев.

Меры безопасности не должны превращаться в перестраховку, ме­шать постоянному совершенствованию боевого мастерства, формированию готовности правильно и смело дейст­вовать в сложной ситуации.

Ответственность за обеспечение


техники безопасности возлагается на руководителя занятий.

К занятиям на огневой полосе психологической подготовки допуска­ются лица, прошедшие курс обучения в объеме начальной подготовки и сдавшие зачеты.

Все виды тренировок выполняются в боевой одежде и снаряжении или теплоотражательных костюмах.

Для имитации пожара необходимо применять нетоксичные горючие жид­кости и материалы. Руководитель занятий должен установить сигналы для быстрого оповещения личного состава. Территория полигона или огневой полосы должна быть ограж­дена, запрещен допуск посторонних лиц.

Для контроля за обстановкой на этапах следует выставлять посты безопасности со средствами тушения, огнетушителями или рукавной линией, заполненной водой под напором. Пе­ред началом занятий проверяют ис­правность каждого снаряда, заплани­рованного на занятие.

Проведение занятий на огневой по­лосе в ночное время недопустимо.

Для оказания первой помощи в случае получения травм или стрессо­вого перенапряжения на всех занятиях необходимо присутствие медперсонала с соответствующим комплектом меди­каментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: