Внешняя среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой фирмы. Она представляет совокупность внешних факторов (условий), с которыми та взаимодействует.
Внешняя среда фирмы характеризуется:
- многообразием и взаимосвязанностью элементов, число которых постоянно растет;
- сложностью, иерархичностью;
- степенью привычности происходящих событий;
- динамизмом, изменчивостью (более медленной, соответствующей или опережающей скорость реакции фирмы);
- уровнем неопределенности; предсказуемости;
- характером (враждебностью, нейтральностью и т.п.).
В целом организация полностью зависит от внешней среды, но на различные стороны ее деятельности та оказывает неодинаковое влияние.
Наиболее широкое применение для анализа макроокружения получил СТЭП – анализ, который все воздействие макросреды подразделяет на четыре категории:
- социодемографические воздействия – общественные, культурные, демографические;
- технологические воздействия – продукты, информационные технологии, процессы, коммуникации, транспорт;
|
|
- экономические воздействия – денежно-финансовая политика, доходы, уровень жизни, обменные курсы ит.д.;
- политические воздействия – правительственные, правовые и нормативные влияния.
Важнейшим методом стратегического анализа внешней и внутренней среды и формирования на этой основе стратегий является так называемый SWOT-метод.
Он позволяет выявить во внешней среде фирмы факторы, представляющие, с одной стороны, возможности, а с другой – угрозы для ее развития.
Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны внутреннего потенциала, прежде всего в области производства, финансов, управления, маркетинга, НИОКР.
Вопросы для повторения раздела
1. Что означает термин «макросреда»?
2. Объясните каким образом компания, микросреда и макросреда соотносятся друг с другом.
3. Опишите составляющие СТЭП –анализа.
4. Дайте определение фискальной и кредитно-денежной политики и объясните разницу между ними.
5. Что такое демография и почему она важна для макроэкономического анализа?
6. Перечислите направления стратегического анализа макросреды и предложите свои варианты.
7. Объясните, что собой представляет SWOT- анализ и для чего он проводится?
8. Приведите примеры того, как фирма может формировать для себя внешнюю среду и управлять ею.
9. Назовите методы реагирования на изменения внешней среды.
Стратегический анализ потенциала фирмы и ее стратегий