Целью отраслевого анализа является определение природы конкуренции в отрасли и конкурентных возможностей компании. Портер разработал модель анализа природы и уровня конкуренции внутри отрасли. Он отметил, что существует пять конкурентных факторов, которые определяют уровень конкуренции внутри отрасли. Понимание сущности и значимости каждого из пяти факторов в отрасли помогает менеджерам в развитии конкурентной стратегии компании. Факторами отраслевого анализа являются:
- угроза появления новых конкурентов в отрасли;
- угроза появления товаров заменителей или услуг-заменителей;
- рычаги воздействия покупателей;
- рычаги воздействия поставщиков;
- уровень конкуренции в отрасли.
Определяя относительную значимость каждого из этих факторов, компания может решить, какую позицию ей следует занять, чтобы получить возможные преимущества и преодолеть или обойти угрозы. Затем может быть сформулирована стратегия с использованием внутриотраслевых конкурентных факторов.
|
|
Применяя модель Портера, важно установить, какие из пяти факторов являются ключевыми для внутриотраслевой деятельности. Во многих случаях один или несколько из этих факторов могут оказаться ключевыми, и анализ стратегии фирмы должен быть сосредоточен на них, чтобы использовать модель как можно с большей пользой. В связи с тем, что структура конкурентной среды постоянно изменяется, относительная значимость факторов конкретной отрасли будет также меняться через определенное время. Поэтому 5-факторную модель нужно применять регулярно, чтобы определять происходящие изменения быстрее, чем конкуренты, и быстрее приспосабливать свои стратегии к изменяющимся факторам. Однако, до того как делать заключения относительно природы конкуренции в отрасли, необходимо детально проанализировать каждый из пяти факторов.