По принятой международной классификации на мировом рынке действует три вида фирм: международные, многонациональные и глобальные.
Международные компании, базируясь в одной стране, производят значительную часть продукции на экспорт, одновременно импортируя необходимое сырье и полуфабрикаты.
При этом основными стратегическими задачами, решаемыми с помощью:
а) экспорта:
- расширение производства, увеличение прибыли и валютных ресурсов;
- достижение экономии на масштабах производства;
- использование сравнительных преимуществ.
б) импорта:
- модернизация и расширение производственной база фирмы;
- возможность более выгодного обновления оборудования;
- расширение ассортимента, увеличение производства и сбыта на внутренних рынках.
Многонациональные компании располагают дочерними фирмами (филиалами), находящимися в различных государствах, которые выпускают продукцию прежде всего для их внутреннего рынка, а также стран со схожими потребительскими предпочтениями покупателей.
Отделения в каждой стране создаются с учетом местных условий и, в известной степени не зависимы от стратегического центра. Распределение функций стратегического управления в различных типах МНК приведено в таблице 11.1.
Таблица 11.1