Психологи различают в научном творчестве две стороны — собственно познавательную (или когнитивную) и мотивационную. Когнитивная составляющая связана с содержательными аспектами самой исследовательской си-
1 Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М., 1992. С. 157.
2 Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
3 Грязное Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982. С. Ш-118!
туации. Мотивационная составляющая означает личное значение для исследователя решаемой им проблемы, степень вовлеченности, заинтересованности индивида в нахождении решения. Опыт показывает, что талантливые учёные обнаруживают более сильную степень мотивации в своих исследованиях. Роль мотивации настолько велика, что некоторые психологи даже приходят к выводу, что отличие талантливого работающего учёного от непродуктивного коллеги следует искать не столько в особых умственных способностях, сколько именно в силе мотивации. Высокий уровень мотивации у исследователя — это демонстрируемые им целеустремлённость, устойчивый интерес к предмету, общая интеллектуальная энергетика.
|
|
Совокупность конкретных мотивов, руководящих деятельностью продуктивного учёного, может быть весьма разнообразной. Здесь и особое интеллектуальное наслаждение от самого процесса творчества и связанного с ним вдохновения, и удовлетворение нравственных и эстетических потребностей, и дух соперничества, и чувство социальной значимости научного труда, и личностная самореализация. Погружение учёного в изучение1 природных и общественных явлений вызывает у него спектр эмоционально возвышенных переживаний. Достаточно вспомнить высокий религиозный пафос и восторг Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона, вызванный их теоретическим продвижением к глубинам мироздания, проникновением в смысл мировой гармонии.
Мотивация научного творчества представляет собой сложное пересечение различных факторов, которые, конечно, образуют присущий каждому учёному собственный индивидуальный «рисунок» мотивов. Тем не менее, существуют общие предпосылки мотивации креативного поведения. Несомненно, к важнейшим предпосылкам относятся такие, как свобода творчества (свобода выбирать предмет и средства исследования), причастность в своём профессиональном становлении к элитным, продуктивно работающим научным школам и, конечно, социальные поддержка и признание.
Другие факторы, влияющие на творчество
Интересной темой является также проблема влияния возраста на креативные способности. В среднем наиболее продуктивным периодом считается возраст от 25 до 40 лет. Однако сама по себе эта цифра малосодержательна, т.к. не учитывает разнообразия, присущего различным наукам и группам наук. Общеизвестно, что математика — наука молодых, а социальные науки за редким исключением, требуют определённого запаса прожитых лет и приобретённого жизненного опыта. Но следует учесть также, что сам по себе возраст, будучи изолированным от конкретных условий работы учёного, его научной биографии, не является решающей
|
|
предпосылкой креативности. Например, в более позднем возрасте крупный учёный, как правило, реализуется не столько в личных проектах, сколько в своём влиянии на учеников, так что считать его непродуктивным в этом возрасте было бы просто неверно. Вообще нет того правила, которое не было бы опрокинуто креативным поведением; история науки демонстрирует нам примеры и удивительно ранней научной зрелости, и эффектного позднего старта выдающихся учёных. Поэтому тема возрастной детерминации научного творчества остаётся открытой.
Ещё одной важной проблемой, без которой разговор о творчестве будет существенно неполным, является тема социально-культурного контекста, в котором работает учёный. Ведь научное знание развивается всегда в определённой социально-исторической ситуации. Существуют весьма тонкие и важные связи между деятельностью учёного и его общим социокультурным окружением. Так, известный социолог Р. Мертон утверждает, что феномен одновременных открытий в науке — скорее правило, чем исключение. Значит, существует некая корреляция между общей ситуацией (когда какая-то идея буквально носится в воздухе) и появлением научного достижения. Об этом говорит и феномен чередования подъёмов и спадов научной деятельности, когда в один период происходит необыкновенная концентрация блестящих учёных и крупных открытий, в другой — относительное затишье.
Расширяя тему социокультурных влияний, следует упомянуть также о том, что само творчество, хотя оно и является, конечно, индивидуальным процессом, немыслимо вне коммуникации учёного с научным сообществом. Огромную роль при этом играет его тесное окружение — учёные, у которых он учился, чьи взгляды имели на него наибольшее влияние, а также те, с кем он полемизирует. Мы должны видеть в продуктивно работающем учёном как бы пункт особо интенсивного осуществления коммуникативных процессов. Продуктивный учёный оказывается центром притяжения, инициативным участником коммуникации в научном сообществе. Это отражается как в формальной (индекс цитирования, развитие его идей в публикациях других учёных), так и в неформальной, живой коммуникации. И, конечно, средоточием интенсивного научного общения, непосредственно создающим креативную мотивацию, являются научные школы. Достаточно вспомнить, например, знаменитые семинары академика Л.Д. Ландау и его остроумное замечание: «Говорят, что я граблю учеников, а другие утверждают, что ученики грабят меня, а между тем у нас происходит взаимный грабёж!». Содержательно насыщенное научное общение — важнейший фактор научного творчества.
Глава 5. Проблемы гуманитарных наук
Гуманитарные науки являются особым регионом научного познания. В прежние времена, когда неопозитивистские ориентиры были более влиятельными, философия и методология науки занимались преимущественно анализом естественно-научных дисциплин. Гуманитарные науки с точки зрения логического позитивизма выглядели недостаточно зрелыми, чтобы можно было изучать их всерьёз. Сейчас, когда открыт более сложный образ науки, гуманитарное знание расценивается как отдельная самобытная сфера научных подходов. Поэтому обзор тематики современной теории науки был бы существенно односторонним без хотя бы краткого рассмотрения проблем гуманитарных наук.
|
|
5.1. Специфика гуманитарных наук
Естественные науки достигли внушительных успехов. Поэтому они стали рассматриваться как образец научного мышления. Ситуация же относительно комплекса гуманитарных наук уже достаточно давно считается весьма неоднозначной. Уже на первый взгляд заметно, что гуманитарные науки существенно отличаются от естественных. Но в чем конкретно состоит их специфика?
Можно предположить, что автономность гуманитарных наук связана со спецификой их: 1) предмета;
2) метода;
3) целей;
4) функций, которые выполняет гуманитарное знание.
Предмет гуманитарного познания
Круг интересов гуманитарных наук — человек, общество, культура. В отличие от естественных природных процессов, подчиняющихся естественным закономерностям, предметы и процессы, подлежащие гуманитарному изучению, являются соизмеримыми с человеком: они либо касаются непосредственно человеческой жизни, либо являются плодами человеческих действий. Психология, социология, история и другие гуманитарные науки изучают область явлений, в которой сказывается изначальное присутствие человека.
Поэтому насколько человек отличается от безличных природных сил, настолько отличаются гуманитарные науки от естественных. Неустрани-
мое различие между ними пролегает прежде всего через феномен сознания. Все гуманитарные науки берут в расчёт феномен человеческого сознания. Язык, ценности, коммуникация, символы, общественные образования, культурные смыслы — весь спектр жизнедеятельности человека связан с его сознательным одухотворённым бытием. Какими бы частными аспектами ни занимались те или иные разделы гуманитарного познания, они неизбежно уходят корнями в жизненный мир человеческого существования. Сложнейшие вопросы человеческого бытия составляют фундамент любого гуманитарного исследования, даже если они остаются его неявным фоном. Все это создаёт неповторимую особенность гуманитарного познания. Раньше для описания области изначального присутствия человека использовали понятие «дух». И, видимо, пока не придумано лучшего указания на специфику предмета гуманитарных наук, чем то, которое заключено в термине, предложенном В. Дильтеем — науки о духе (нем. Geisteswissenschaften).
|
|