1. Под научной картиной мира обычно понимают связную совокупность представлений о мире, которая получена в ходе продвижения науки.
Однако это не просто сумма научных знаний. На самом деле не существует
единой науки, единого корпуса общепризнанных и неизменных научных
знаний. Научные представления являются подвижным, постоянно транс
формирующимся массивом, вдобавок рассредоточенным по различным
дисциплинам, направлениям и научным школам. Разумеется, существует
некое общепринятое, или фоновое, знание, разделяемое учёными данной
эпохи. Но, во-первых, для того чтобы его артикулировать, необходимо специальное теоретическое (в т. ч. существенно философское) усилие, во-вторых, фоновое знание совместимо с различными интерпретациями, в-третьих, оно не может быть выделено в чисто научном виде, а уходит корнями (так же, как и всевозможные его интерпретации) в необозримую совокупность базовых знаний и установок социокультурного характера.
Таким образом, научная картина мира — это всегда какая-либо интерпретация суммы научных знаний, характерных для данного исторического периода. Можно сказать, что научная картина мира строится совместным усилием философов и учёных. Построение научной картины мира должно привести к целостному и даже максимально наглядному образу универсума. При осмыслении научных результатов, увязывании их в стройную и, как правило, нарративно организованную концепцию происходит додумывание и экстраполяция результатов науки на ещё не изведанное, а также существенная интерполяция — сглаживание различных теоретических неувязок, спорных моментов, конфликтов. Например, говоря о системе современных научных представлений и подчёркивая успехи науки, мы деликатно обходим проблему возникновения жизни на Земле, молчаливо предполагая, что это тоже некий естественный процесс, о котором наука уже имеет достаточно представлений, так что скоро окончательно разрешит этот вопрос, в то время как проблема возникновения жизни на самом деле является крупнейшим «белым пятном» для науки, нарушающим респектабельную картину; и подобных пятен немало.
|
|
2. В принципе, термины «научное мировоззрение» и «научная картина
мира» являются синонимами. Однако, используя слово «картина», мы
несколько ярче подчёркиваем, что мир может быть рассмотрен по-разному. Ведь равновозможны совершенно различные точки зрения на мир, отражающие те или иные его существенные стороны. Каждая область человеческой деятельности, человеческого духа (повседневность, искусство, религия, мифология и др.) как бы рисуют, выстраивают различные картины мира. Попытка взглянуть на мир в целом в сугубо научном ракурсе и приводит в итоге к построению научной картины мира. При этом
|
|
интерпретирующей системой является сам исходный объемлющий науку культурный контекст, а точнее, те или иные конкретные социально-культурные установки. Важно понимать, что т.н. научная картина мира является не очищенным экстрактом научного знания, а пересечением представлений, идущих из науки, с обширным полем общекультурных смыслов, приходящих, например, из базовой метафизики, области художественно-эстетических интуиции и других сфер культурной деятельности.
Здесь уместно привести замечание В.И. Вернадского, что «научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собой и могут быть разделены между собой только в воображении»1.
3. Научная картина мира является не только осмыслением результатов научного познания. Она одновременно является и концептуальной средой, поддерживающей само научное продвижение. В одних ситуациях научная картина мира подлежит проверке (скажем, действительно ли существует такая базовая сущность, как эфир), в других она же предоставляет принимаемые без доказательства исходные допущения, опираясь на которые, учёный может развернуть свою научно-исследовательскую программу (НИП); в этом случае научная картина мира предлагает учёному те метафизические принципы, которые войдут в ядро его НИП.
Итак, научная картина мира — достаточно стойкое и консервативное образование. Она остаётся относительно стабильной на фоне конкурирующих и быстровытесняющих друг друга теорий.